При том, что важность брендов в России в целом осознается, порой франшизодержатели уделяют недостаточно внимания этому вопросу. Не всегда удается найти проектную команду, способную, с одной стороны, учесть российские реалии и нормы, настрой и подход местного партнера, а с другой – выполнить проект с соблюдением требований ресторанной сети.
Наличие проектной команды, способной понять философию сети ресторанов и встроить ее в российскую культурную среду, является критически важным. Нередки случаи, когда франшизодержатели без должного контроля со стороны западной сети жертвуют качеством в угоду дешевизне или упрощению процесса приготовления блюд.
Мы, например, стали свидетелями попытки входа на российский рынок известной ресторанной сети. Когда директор по качеству проекта и местный партнер посещали предприятия по производству котлет и булочек для гамбургеров, последний посоветовал покупать продукцию тех же предприятий, которыми пользуется основной конкурент сети. По его мнению, это было дешевле и надежнее. При том, что в США большинство покупателей могут с завязанными глазами сказать, гамбургер какого ресторана они пробуют. У каждой сети есть особенности вкуса и приготовления. К сожалению, эти особенности брендов порой теряются у франшизодержателей.
То же самое можно сказать и относительно дизайна ресторанов, а также использования технологического оборудования, которое оптимизируется ведущими сетями на протяжении десятилетий. Порой российские партнеры начинают искать наиболее дешевый аналог оборудования и материалов, не думая о том, как это отразится на качестве. Игнорирование корпоративных стандартов часто происходит после того, как франшизодержатель становится независимым, а корпоративный контроль – минимальным. Осуществление деятельности под сетевым брендом включает в себя много аспектов, тогда как франшизодержатель порой видит в этом лишь использование известной вывески.
Нельзя сказать, что такая ошибка является типичной для всех отношений между сетями и франшизодержателями, но до тех пор, пока понимание важности приверженности бренду не в полной мере осознается местными партнерами, любая иностранная сеть, существующая в России или планирующая выход на российский рынок, рискует столкнуться с такой проблемой.
Лучшие примеры сохранения своих брендов являют те компании, которые имеют сильное представительство в России, способное осуществлять эффективный контроль качества работы франшизодержателей. Осуществление такого контроля невозможно без понимания корпоративной культуры ресторанной сети, а также местной культуры, знания российских норм и правил, ментальности покупателей.
Группа компаний M+A Global имеет значительный опыт работы с известными ресторанными сетями, среди которых «Макдоналдс», «Вэндис», «Бургер Кинг», «Шоколадница», «Квик». Присутствие как в России, так и в США, дает понимание обеих сторон – и сети, и местных партнеров с их подходом, целями и культурой. Мы постоянно работаем с франшизодержателями и внимательно рассматриваем их предложения по оптимизации проекта, находим баланс между требованиями сети и возможностью реализации проекта в местных условиях без ущерба качеству и бренду. Порой это непростые переговоры, но опыт помогает найти решение, приемлемое для обеих сторон.