Планомерно вводимый Россельхознадзором
запрет на ввоз импортного мяса может сыграть на руку российским аграриям.
Холдинг «Русское молоко» Василия Бойко-Великого готов вложить 2,5 млрд руб. в создание производства мраморной говядины, спрос на которую очень высок на внутреннем рынке.
По словам владельца, предприятие, традиционно выпускающее молочную продукцию под брендом «Рузское» и выращивающее овощи, начнет разводить коров абердино-ангусской породы и овец с 2015 года. Планируется, что к 2019 году поголовье составит 10 тыс. коров и 100 овец с перспективой увеличения стада до 500 голов. Скот планируют завезти из Канады.
По данным Росстата, в 2013 году в стране было произведено 1,6 млн т всех сортов говядины, причем объем этого рынка в целом по стране оценивается в 10,7 млн т
Агрохолдинг намерен поставлять мясо в розничные сети и рестораны Москвы и Подмосковья. В первый год поставки предположительно составят 3–4 т говядины в день с перспективой увеличения до 5 т в день. В «Русском молоке» утверждают, что уже в 2015 году выручка от мясного направления достигнет 300‒400 млн руб.— это около 12‒15 % от ожидаемого оборота всего холдинга.
Василий Бойко-Великий оценивает инвестиции в проект в 2,5 млрд руб. По словам бизнесмена, проект может быть реализован за счет кредитов, но он не называет потенциальных контрагентов из числа банков. Бойко-Великий рассчитывает, что его проект по выпуску мраморной говядины удастся включить в госпрограмму по АПК, что позволит компании рассчитывать на госсубсидии по кредитным ставкам.
Появление новых игроков на мясном рынке предсказуемо. При существующих высоких мировых ценах на мясо и российской конъюнктуре, когда молочное стадо сокращается из-за проблем в отрасли, развивать мясное производство выгодно, говорит глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Правда, предупреждает эксперт, иногда вложения в такие проекты могут оказаться долгосрочными, так как срок их окупаемости достигает 10‒12 лет даже при условии субсидирования ставок по кредитам.
Более того, в начале весны Россельхознадзор ввел эмбарго на ввоз мраморной говядины из Австралии. В первые дни запрета такое мясо подорожало почти вдвое, до 1,6 тыс. руб. за 1 кг, что вызвало негативную реакцию со стороны рестораторов — основных закупщиков этой продукции. Тогда рестораторы надеялись, что австралийское мясо заменит продукция из Уругвая и Парагвая.
Но российские аграрии не хотят уступать позиции на внутреннем рынке иностранным производителям. «Русское молоко» — не единственный холдинг, решивший заняться производством мраморной говядины. Аналогичный бизнес запускает группа «Мираторг» братьев Линник: компания намерена поставлять в розницу около 130 тыс. т мраморной говядины. Разводить абердино-ангусскую породу коров также намерены калужский центр генетики «Ангус» (12 тыс. голов) и воронежский мясокомбинат «Заречное» (3,5 тыс. голов). Пока в России мраморную говядину производит липецкое ОАО «Албиф», поставившее в 2013 году 6 тыс. т.