В марте и апреле были отменены все иностранные группы, в мае и июне удалось сохранить несколько групп, но вместо 85 человек приезжает 35, говорит гендиректор «Балтик трэвэл компани» Людмила Кудрявцева. По ее словам, в сентябре в Петербург не поедет группа из 130 американских туристов, программа для которой готовилась полтора года.
Президент туркомпании «Ника», председатель правления Северо-Западного отделения РСТ Леонид Флит, говорит, что отказов в этом году на 20 % больше, чем в прошлом. По его словам, чаще всего от поездок в Петербург отказываются граждане Польши, Германии, Латвии и США.
Несколько немецких и американских групп отменили брони на середину лета в городском отеле Cronwell, в отеле в Репине, где живут преимущественно российские туристы, есть даже рост, говорит гендиректор УК «Кронвелл менеджмент» Алексей Мусакин. По его словам, компания планирует сделать спецпредложение для сотрудников силовых структур, которым запретили отдых за границей. Но если в связи с колебаниями курсов и ухудшением экономической ситуации начнут расти затраты гостиниц, вырастут и цены, тогда поток туристов снизится не только из-за политической ситуации, считает он.
Снижение показателей гостиничного бизнеса в Петербурге происходит впервые после непрерывного роста рынка, который наблюдался после кризиса
«Мы даем дополнительные скидки туристическим группам, но даже это не всегда помогает, так как причина отказа не в дорогом размещении», ‒ говорит сотрудник одного из петербургских отелей. «Причина отмен — в солидарности с правительством США и стран ЕС и в страхе перед напряженностью», ‒ считает Кудрявцева.
«В I квартале в Петербурге в большинстве сегментов гостиничного рынка наблюдалось падение загрузки: в верхнем сегменте она снизилась на 6 %, в среднем — на 4 %, только в люксовом сегменте загрузка выросла, но серьезно снизился тариф — на 6 %», ‒ отмечает Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. По его словам, критически важными для Петербурга станут результаты мая и июня — за летние месяцы гостиницы в городе получают около половины своей годовой выручки, поэтому снижение доходов в этот период отрицательно влияет на показатели всего года.
«Снижение показателей гостиничного бизнеса в Петербурге происходит впервые после непрерывного роста рынка, который наблюдался после кризиса. В 2008‒2009 гг. доходность отелей в Петербурге упала на 30 % — надеюсь, что мы не увидим такой динамики сейчас», ‒ говорит Дженкинс. Тогда рынку потребовалось для восстановления четыре года (2010‒2013) и в средних тарифах ему так и не удалось достигнуть докризисной отметки, вспоминает эксперт.
По словам Инны Шалыто, председателя петербургского комитета по развитию туризма, в этом году значительного роста ожидать не приходится, но и значительного падения не будет, показатели останутся примерно на уровне прошлого года за счет роста внутрироссийского туризма. В 2013 г., по ее данным, объем туристических услуг в Петербурге увеличился на 11 %. Поступления налогов в федеральную казну от туристического сектора выросли на 30 %, а в региональный бюджет — на 4 %.
Въездной туризм по итогам сезона может сократиться на 15‒20 % по иностранным туристам, считает представитель Северо-Западного отделения РСТ Павел Румянцев. Падение наблюдается в сегменте индивидуального и группового туризма, а вот круизных пассажиров оно не коснулось, отмечает он. Круизы включают посещение многих европейских столиц и туристы не будут отказываться от путешествия только из-за того, что судно останавливается в Петербурге, объясняет Румянцев. По его словам, турфирмы и гостиницы пока осторожны и не спешат снижать цены, но, скорее всего, эта тенденция усилится. Российских же туристов будет немного больше, чем раньше, так как из-за роста стоимости евро многие переориентировались с европейских курортов на отдых в России, и в том числе в Петербурге, говорит Румянцев.
«Непонятно, сколько будет продолжаться эта ситуация. Городская администрация могла бы вести какую-то разъяснительную работу. Вернуть прежние позиции индустрии будет сложно, можно переориентироваться на другие рынки, но потерять Европу и Северную Америку — плохая перспектива для отрасли», ‒ полагает Людмила Кудрявцева