Закупки ‒ пожалуй, один из самых ресурсозатратных аспектов ресторанного бизнеса, ведь даже у заведений со скромным меню номенклатура ингредиентов может доходить до нескольких сотен позиций. Дополнительные трудности возникают из-за нестабильности российского рынка поставщиков: компании то открываются, то закрываются, то снимают с продажи продукты, необходимые на вашей кухне. Или вообще появляются государственные ограничения на ввоз продукции ‒ тогда нужно либо искать альтернативу, либо менять меню.
Вместе с бурным развитием информационных технологий стали появляться системы, автоматизирующие процессы в закупках ‒ они получили название E-procurement (electronic procurement, электронные закупки). И так как на коммуникации, связанные с приобретением необходимых продуктов, у повара может уходить до нескольких часов в день, внедрение таких систем может оказаться очень продуктивным.
Мировая практика
Одной из первых автоматизированных закупочных систем стала Ariba, основанная в 1996 году. Это облачная SaaS платформа, включающая в себя огромную торговую сеть, в которую входит 1,4 млн компаний, представленных в 20 000 категорий. Можно найти новых партнеров через каталог или разместить заявку на покупку продукции; в последнем случае нужно указать пожелания к покупке, на основании которых поставщики будут отправлять предложения. Ежегодно в Ariba осуществляется более 65 млн сделок с оборотом около 500 млрд долл.
Так как на коммуникации, связанные с приобретением необходимых продуктов, у повара может уходить до нескольких часов в день, внедрение электронных систем может оказаться очень продуктивным
Более молодой, но не менее известный проект Coupa тоже имеет торговую сеть, объединяющую поставщиков и покупателей и решает различные задачи ‒ от управления закупками и осуществления сделок до инвентаризации и управления расходами.
Другой класс систем, E-invoicing, позволяет заключать сделки в электронном виде. Примером служат Tradeshift и OB10 (последняя заявляет, что имеет около 100 тысяч поставщиков в 150 странах мира). Подобные системы позволяют установить связь между сложившимися партнерами, но о приобретении новых речи не идет. Стоит отметить, что они не адаптированы для российского рынка и поэтому не обеспечивают полноценный электронный документооборот с ЭЦП и счетами-фактурами, пригодными для налоговой инспекции.
Российские решения
Отечественные системы автоматизации закупок более функциональны и эффективны.
Для начала стоит тендерные системы, созданные для решения задачи поиска исполнителя заказа на продукцию. Здесь можно назвать «Кронос», Cislink, «Тендер Про», бесплатную торговую b2b-площадку для малого и среднего бизнеса Supl (в которой, правда, немного предложений для HoReCa).
Более распространенными являются различные онлайн-каталоги поставщиков или продукции. Это ресурсы HoReCa, HoReCa House, XeBox. Данные каталоги достаточно объемны, но при работе с ними нужно учитывать актуальность данных и регулярность обновления информации.
В категории каталогов товаров выделяются несколько имен. В системе GoodsMatrix содержится информация по 160 000 товаров самых различных категорий с указанием сертификатов, стандартов качества, веса и типа упаковки; более крупная Ratengoods, крупнейшая база товаров в России (5 млн товаров, имеющих штрих-коды и отзывы), полезна для того, чтобы принять решение о покупке новых продуктов или найти замену привычным. Обширный каталог товаров и услуг Tiu может быть эффективным инструментом для организации закупок, но с одним минусом ‒ корзину с товарами нужно каждый раз создавать и оформлять заново.
Каталоги полезны в качестве справочника перед заказом, но они часто не позволяют связаться с поставщиком напрямую. Здесь продвинулись следующие сервисы:
Agorab2b имеет небольшую (около 40‒50), но актуальную базу поставщиков; при покупке товаров пользователю доступна информация о складских остатках. После проверки наличия товара и подтверждения заказа сделка продолжается по телефону. Эта система скорее подходит для небольших интернет-магазинов, чем для кафе и ресторанов.
Сайты «Плодбаза», Meatbaza, Seabaza и Mixbaza ‒ часть единой компании, основная задача которой – быстрый и взаимовыгодный обмен информацией между участниками. Кроме поиска товаров здесь можно редактировать предложения об имеющихся продуктах и бронировать продукты, выставленные на продажу другими участниками системы.
Похожим проектом является Plod, предназначенный для размещения информации об оптовых предложениях овощей и фруктов в Москве. Здесь есть агробиржа, возможность размещения прайс-листов и объявлений.
Следующий класс систем охватывает сегмент закупок более широко.
Компания «Инлайн» выполняет полный комплекс работ, начиная формулированием бизнес-идеи, разработки и реализации проекта и заканчивая управлением готовым бизнесом. «Инлайн» включает в себя 10 интернет-проектов (Meatinfo, Alkotrend и др.), каждый из которых предоставляет ряд информационных услуг, позволяющих повысить эффективность работы отделов снабжения, продаж, маркетинга предприятий пищевой промышленности. По сути, у всех этих систем один и тот же функционал, разница лишь в категориях товаров. Есть объявления о продаже и покупке различной продукции, новости российского и мирового продуктового рынка, возможность отслеживания цен на продукцию, общение и поиск клиентов онлайн. Единственный недостаток ‒ разделение систем по доменам, ведь ресторану чаще всего нужны и мясо, и овощи, и рыба, и алкоголь одновременно.
Сервис Youvend посвящен исключительно HoReCa и отличается простотой использования и коммуницирования. В системе можно обмениваться моментальными сообщениями, размещать объявления; есть каталог продуктов. Если нужную продукции не оказалось, можно разместить тендер и получать оповещения о предложениях в самой системе либо по электронной почте. В ближайшем будущем создатели сервиса обещают полную автоматизацию продаж и поддержку документооборота.
Итак, обзор может помочь выбрать систему автоматизации, подходящей конкретному предприятию HoReCa. Ведь от того, что повар будет уделять больше времени блюдам, а не сложному процессу закупки продуктов, выиграет и он сам, и ресторатор, и клиенты.