Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российское авторское общество (РАО) имеют аккредитацию министерства культуры, что дает им право накладывать штрафы за нелегальное
воспроизведение музыки. Большинство магазинов и кафе для законного музыкального фона заключают с ними лицензионные договоры.
Ставки отчислений для рестораторов у РАО зависят от количества посадочных мест, а также от того, как воспроизводится музыка — с проигрывателя или вживую. Публичное исполнение музыки с проигрывателя, по информации на сайте РАО, обходится от 35 до 60 руб. в месяц с посадочного места, выступление исполнителей — от 75 до 90 руб. с каждого стула. ВОИС также берет от 35 до 60 руб. с посадочного места, в отдельных случаях владельцы кафе должны доплачивать.
Для крупных ресторанов и сетей кафе годовые авторские отчисления могут превышать 100—300 тыс. руб.
В этой ситуации на российском рынке появляются компании, которые заключают договоры с правообладателями напрямую, минуя РАО и ВОИС. К примеру, музыкальное сопровождение сети ресторанов McDonald's в России обеспечивает компания Ultivox. Другая небольшая компания, «МегаполисМедиа», предоставляет музыку сети «Кофе Хауз».
Через РАО и ВОИС выплаты сети «Кофе Хауз» составили бы около 25 млн руб. в год, в то время как музыка от посредников обходится в 5 млн руб. в год. То же самое с McDonald's: один только ресторан с самым большим числом мест должен был бы выплачивать РАО и ВОИС около 345 тыс. руб. в год, а посредник просит гораздо меньше — всего 5 тыс. руб. за плеер, который проигрывает музыку (он управляется через интернет), и ещё около 3 тыс. руб. ежемесячной абонентской платы.
Комментирует Анна Цфасман, бывшая управляющая сети «Кофеин» и совладелица сети кофеен Double B: «Если кафе не очень большое, плата ВОИС и РАО не так ощутима для его расходной части — до 5 тыс. руб. в месяц. Но для крупных ресторанов и сетей кафе годовые авторские отчисления могут превышать 100—300 тыс. руб. В таких случаях владельцы заведений общепита ищут другие варианты. Например, мы в «Кофеине» заключали лицензионный договор с одной из радиостанций, это было дешевле, но мы все равно получили претензии от РАО. На рынке есть компании, которые заключают договоры напрямую с лейблами, минуя РАО и ВОИС. Если компания решает работать с ними, она должна быть готова взять в штат юриста, хорошо разбирающегося в вопросах интеллектуальной собственности, потому что, скорее всего, РАО и ВОИС будут пристально следить за работой заведения».