Во время проведения ремонтных работ в одном из подвальных помещений ресторана «Северный» в Петрозаводске нашли клад с золотом.
21 июля 2014
Не просто паб

Анна Первова
редактор HM
редактор HM
Гастропаб – довольно новое для России ресторанное течение. Многие рестораторы вешают соответствующие вывески над заведениями самой разной гастрономической и питейной направленности. Николай Велесов, занимающийся развитием московского Chelsea GastroPub, рассказал о том, как соответствовать формату.



Расскажите о концепции гастропаба.
Начать стоит с его предшественника, классического английского паба. Он представляет собой барную стойку, часто даже без посадок, потому что люди приходят в такие заведения выпить пива после работы. Закуски, как правило, минимальны либо отсутствуют вообще.
Со временем Англия – промышленная страна ‒ развивалась, появилось большое количество туристов, которые захотели не только выпивать, но и нормально есть. В девяностых в центральной части Лондона стали открываться интерпретации пабов – гастропабы, в которых можно было увидеть интересный ассортимент пива, попробовать блюда континентальной кухни, включая колониальное английское наследие ‒ курицу карри или карибские блюда, ‒ при этом кухня была уже ресторанного уровня. Часто гастропабы открывали в зданиях старых банков, в довольно торжественном интерьере, нередка была итальянская плитка или мраморные стены.
Как и большинство заимствований, приходящих в Москву, понятие гастропаба извратилось, и модную приставку «гастро-» стали использовать практически на каждом шагу. В России, к сожалению, многие называют свои заведения гастропабами, опираясь на популярность названия, которое поддержали и растиражировали «Афиша» и Time Out, а не на саму концепцию ‒ специфическое лондонское явление, в котором одинаковое внимание уделяется и пиву, и качественной еде. Таким образом у нас в гастропаб превратились и «Простые вещи», и «Бурый лис и ленивый пес». Гастропабами стали именоваться места, где даже пива нет, хотя это совершенно противоречит идее. Если продолжать в том же духе, то и «Кофеманию» можно назвать гастропабом.
Насколько популярны гастропабы в Европе?
Если не брать в расчет Лондон, довольно много подобных европейских заведений, правда, они редко называются гастропабами. В «пивных» странах ‒ Чехии, Германии ‒ упор идет больше на продвижение своего национального пива с собственных пивоварен, так что там скорее пабы.
Какой ценовой уровень приемлем для гастропаба?
Цены должны быть демократичными, не выше среднего. В свое время в лондонском пабе можно было встретить и сапожника, и чиновника. Гастропаб сохраняет традицию доступности: несмотря на более высокий уровень кухни и обслуживания, он все равно является местом, открытым для всех. Здесь может сидеть и футбольный болельщик, и топ-менеджер, причем комфортно всем.
Как же удержать баланс демократичных цен и хорошей кухни?
За счет объемов мы можем себе позволить разумные цены, хотя супердешевых блюд, естественно, у нас нет. И порции должны быть внушительными – у нас, например, это изначально было одним из главных требований. Дорогие рестораны больше нацелены на интересные гастрономические интерпретации, которые нужно дорого продать, гастропаб же олицетворяет качество, доступное всем.
Что непременно должно быть в меню?
Чисто английские позиции: фиш-энд-чипс, йоркширский пудинг, мясные пироги, курица карри, блюда из субпродуктов. В шотландских гастропабах часто встречается баранина и рыба, в ирландских ‒ блюда с моллюсками, то есть кухня зависит от географии. Некоторые блюда в России претерпевают интерпретацию, потому что, например, йоркширский пудинг в классическом исполнении нашему человеку кажется совершенно неаппетитным. У нас в Chelsea помимо британской классики также есть большое гриль-меню и стейки. Делаем различные тематические спецпредложения: например, большим успехом пользовались любимые блюда участников The Beatles и королевы Елизаветы.
В меню должны присутствовать чисто английские позиции: фиш-энд-чипс, йоркширский пудинг, мясные пироги, курица карри, блюда из субпродуктов
Сколько видов пива должно быть в меню?
Минимум 2‒3, хотя это, как правило, вариант паба при пивоварне. В гастропабе нужна определенная изысканность, и когда ты не зависишь от бренда, можно делать выбор в пользу клиента. Мы стартовали с 6 видами пива, и со временем с помощью клиентов расширили линейку до 12 (не считая трех видов бутылочного): наши гости, которые много путешествуют, рассказывали нам о понравившихся напитках, интересных сортах, и мы к ним прислушались.
Есть ли проблемы с поставщиками?
Нет, сейчас довольно много поставщиков, предлагающих хороший ассортимент лицензионного пива. Но здесь важна ориентация на вкусовые потребности посетителя. Например, популярное в Москве пиво Velvet у нас не прижилось, а вот красный эль Kilkenny ‒ наоборот. Был период, когда мы убрали сидр (посчитали, что в холодное время года он никому не будет нужен), и ровно через неделю вернули, потому что все спрашивали, где он.
К сожалению, пока невозможно привезти лицензионное пиво с частных английских пивоварен, которые постоянно побеждают на Международном фестивале пива в Лондоне. Эти маленькие пивоварни не вкладываются ни в маркетинг, ни в дилерство, поэтому привозить их продукцию невыгодно и нам, и нашим поставщикам: здесь это будет очень дорогое пиво, которое просто не будут брать.
Как относятся посетители к разнообразию пива?
Многие люди не знают, например, что такое стаут; красное пиво – для многих экзотика. Многие впадают в ступор от количества наименований и пьют только легкие лагеры. У нас можно взять на пробу немного пива бесплатно, чтобы подобрать свой сорт – это нормальная пабная культура. Так гораздо проще сформировать собственные предпочтения и начать разбираться в пиве. Конечно, могут проконсультировать и бармены, и официанты – помочь сделать выбор, подобрать пиво к определенному блюду. Хотя здесь тоже все индивидуально: нельзя сказать, что к стейку подходит только лагер или эль ‒ точно так же можно выпить и стаут. К тому же практика показывает, что люди как пили «Гиннес» со всем подряд, так и пьют. Очень важно обращать внимание на личные вкусовые ощущения и находить интересные сочетания. Так оказывается, что сидр прекрасно подходит к мороженому, а вишневое пиво, которого многие не понимают, вообще сочетается практически со всем.
В Chelsea есть и виски-бар. Насколько это нужно гастропабу?
Хотя пиво все-таки первично, в ресторанном формате крепкий алкоголь необходим. Не все любят пить пиво под стейк, есть люди, предпочитающие только крепкие напитки. Мы стартовали с 20 самыми популярными видами виски, теперь у нас более сотни, среди которых английский, ирландский, американский, есть даже модный сейчас японский. Крепкий алкоголь также используется в приготовлении некоторых блюд.
Одинаковая ли аудитория у паба и гастропаба?
В паб обычно приходят выпить пива офисные работники либо футбольные болельщики, гастропабы же посещает публика, которая понимает ценность хорошего алкоголя и хорошей еды – такие люди не придут просто пропустить пинту-другую. На уровень гостей влияет и престижность района: вот в Chelsea многие люди с невысоким достатком чувствуют себя некомфортно. Мы пытались понять, почему так происходит – ведь пиво у нас недорогое, и еда стоит разумных денег. Но вот за счет расположения в центре города к нам приходят экспаты, чиновники, местные жители – сформировался постоянный костяк с достатком выше среднего. Среди такой публики студент, к примеру, будет чувствовать себя не очень уютно. Влияние оказывает и более дорогой ‒ по сравнению с пабами ‒ интерьер.
Какой интерьер предпочтителен?
Близкий к обстановке паба: много дерева, ярко выраженный бар, массивная мебель. Классика отделки стен – темная нижняя часть (около 30 %) и более светлая верхняя. Это можно сделать с помощью обоев, краски, дерева или даже подоконников.
Думаете ли сделать проект Chelsea GastroPub сетевым?
Да, есть задумка. Вот это заведение названо в честь фешенебельного лондонского района Челси, что перекликается с расположением в центре города. Мы хотим открывать сетевые заведения по Москве, называя их в честь других районов Лондона в зависимости от места. В перспективе это 2‒3 года. Мы отказались от предложения открыться в Санкт-Петербурге: хорошие питерские места не приживаются в Москве, и наше, мне кажется, тяжело приживалось бы там.
Я считаю, что со временем формат гастропаба станет популярным. Практика показывает, что нынешними пабными воплощениями являются либо спорт-бары, либо обычные пабы, а вот такое место, где в дорогом интерьере можно по демократичным ценам выпить и поесть – новшество, которое обязательно будет пользоваться спросом.
Развивается ли культура гастпропабов в России?
Пока гастропабы – только московская тема. Во многих крупных российских городах ‒ в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке, Краснодаре – активно развивается гастрономия, есть отличные рестораны, кофейни и пабы, но до гастропабов они еще не доросли. Все-таки Москва все-таки более искушенная, для нее этот формат, как и для лондонцев, понятен, а для регионов – пока нет.

Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
18.07.2014
HM
19 и 20 июля на Кузнецком Мосту пройдет гастрономический фестиваль «Дни Италии». Организатор – Департамент культуры города Москвы.
17.07.2014
Результаты исследования РБК.research «Российский сетевой рынок общественного питания 2014 года» показывают стремительный рост сетевых ресторанных проектов на территории России.
15.07.2014
HM
Можно сказать, что профессию Алексей Каневский унаследовал: его отец ‒ шеф-повар ресторана «Царская охота». С 2002 года Алексей работал в ресторане «Пирамида» помощником повара, после ‒ в ресторане «Бисквит» бригадиром поваров. В 2006 занял аналогичную должность в ресторане «Джу-Джу», где и работает по сей день – с 2010 года в должности шеф-повара.