Какие регионы считаются трудными для постройки объектов гостиничного сектора?
Кольский полуостров, Камчатка и Прибайкалье; раньше в этот список входила и Карелия – это регионы с наиболее неблагоприятной транспортной доступностью, добраться в них можно только на вертолетах и вездеходах. С другой стороны, благодаря такой «недоступности» в этих местах удалось сохранить девственную природу, ради которой проделать непростой путь готовы не только охотники, рыболовы и люди, занимающиеся сплавом по рекам, но и обычные туристы, которые просто хотят отдохнуть и полюбоваться красотами.
Какие из этих регионов наиболее перспективны и почему?
С моей точки зрения, крайне перспективно озеро Байкал, а именно Бурятия, с ее такой разной и уникальной природой и национальными традициями ‒ это место, где каждый человек хочет побывать. Может быть, еще Камчатка.
Удаленные северные регионы всегда притягивают людей своей красотой, но слабое развитие инфраструктуры тормозит поток туристов. 80 % из существующих на сегодняшний день предложений по размещению ‒ это палаточные лагеря или таежные заимки с удобствами на улице.
Сейсмически активные зоны, промерзшая земля и очень сложная логистика приводят к необходимости использования экотехнологий и постоянному поиску новых инженерных идей
В чем основные трудности?
Для проектов в трудных регионах необходимо продумывать особую логистику. Например, на объекте спроектировано окно с пролетом три на четыре метра, значит, его придется доставлять на вездеходе, причем в специальных рамах и т. д. Лучше сразу продумывать доставку мелких сопутствующих грузов, например, компьютерной техники, потому что организовать для них дополнительную доставку затруднительно, а порой просто невозможно.
Проблемой являются непростые коммуникации: если центральный офис компании находится, например, в Москве, то для контроля за ходом строительства приходится собирать целую экспедицию. Определенные сложности могут возникнуть и с передачей информации. Мы, конечно, создаем в таких проектах точки спутникового интернета и телефонии, но из-за слабых сигналов они далеко не всегда решают проблемы со связью.
И дальнейшая эксплуатация таких объектов достаточно сложная: местное население не знакомо с гостиничным сервисом. Мы, естественно, привозим сотрудников, но по вахтовому принципу: работа в северных районах сезонная и на время отсутствия туристов персонал остается невостребованным.
В чем особенности строительства?
Безусловно, в таких регионах применяется повышенные требования к охране окружающей среды, используется специальная технология строительства, максимально щадящая. Природный ландшафт не нарушается, под строительство используются естественные пустоты. Все постройки возводятся на деревянных сваях, без использования бетона. Дизельный генератор заменяется мототурбиной или солнечной батареей. Создаются навесные деревянные тропинки, чтобы сохранить естественный травяной покров.
Доставка материалов в такие регионы очень дорогая, поэтому мы стремимся максимально использовать то, что доступно в таких местах: камни, деревья (конечно, только в том случае, если это не вредит природе). Строительство из материалов, собранных на месте, помогает объекту влиться в окружающий ландшафт.
Сейсмически активные зоны, промерзшая земля и очень сложная логистика приводят к необходимости использования экотехнологий и постоянному поиску новых инженерных идей.
Всякий ли трудный регион может завоевать популярность у туристов?
Да, если создать комфортные условия пребывания, путешественники не заставят долго себя ждать. Волна поездок за рубеж сейчас спадает, люди понимают, что они еще не видели всю Россию, поэтому важно поддержать их интерес, создавая качественную туристическую среду не только в давно завоевавших популярность курортах, но и в нетуристических местах с уникальной природой.
Как влияет местоположение гостиницы на количество гостей?
Не думаю, что в таких регионах, как Камчатка, рентабельно строить большие отели на 200 номеров. Во-первых, содержание такого отеля в межсезонье будет крайне убыточным, во-вторых, путешественники по северным регионам скорее стремятся к уединению, чем к большим компаниям. Наконец, и для дикой природы этих регионов большой приток отдыхающих одновременно ‒ большой риск.
Стоит создавать небольшие комплексы максимум до 60 мест. При этом можно рассчитывать на более высокую окупаемость, чем в обычных гостиницах средней полосы, поскольку стоимость комфортного размещения будет в десять раз превышает стоимость пребывания, например, на какой-нибудь базе отдыха в Подмосковье.
В чем особенности позиционирования гостиничных объектов в таких регионах?
Должно создаваться впечатление, что объект там был всегда: фонтаны или львы из гипса при входе будут смотреться комично, так же как и гламурный черно-белый интерьер с диванами и креслами. Люди приезжают в эти регионы смотреть не на архитектуру, а на природную красоту и величие.
Чтобы гости в полной мере прочувствовали местный колорит, в гостиницах должна быть представлена местная кухня, наняты проводники, егеря, которые знают окрестности и могут увлечь отдыхающих легендами, «страшилками» про медведей, провести экскурсию. Проблема в том, что такие сотрудники обычно приезжают из других регионов, из-за чего необходимо тратить время на стажировку.
В каких регионах есть объекты вашей компании?
Наши базы отдыха есть на Камчатском полуострове, на Урале. Сейчас работаем над проектом на Байкале, в Саянах; готовимся к еще одному проекту ‒ на острове в Онежском озере, уже разработали концепцию.
Какие инновации вы применяли при строительстве?
Сейчас на Камчатке делаем фундамент из лиственницы, который выдерживает серьезную сейсмическую активность. Также мы пригласили на проект исландских инженеров, создающих водную турбину на 32 кВт.
Все новшества касаются коммуникаций, разработки разнообразных систем отопления. Мы создавали дома, которые можно «замораживать» на зиму без негативных последствий для интерьера, чтобы на зиму убиралось только белье, а некоторые матрасы, в которых использовался природный наполнитель, можно было оставить «зимовать».