«Секрет успеха скандинавов в свежести продуктов и огромном выборе ароматных трав и цветов»
Поводом к поездке послужило приглашение Кристиана Браска Томсена, основателя Bon Vivant Communications (компании, специализирующейся на организации эксклюзивных гастрономических туров и званых ужинов, а также гастрономическом бренд-менеджменте и маркетинге). По словам Кристиана, он хотел показать российским поварам лучшие рестораны мира, которые задали гастрономический тренд на скандинавскую кухню.
За 4 дня участники тура посетили изрядное количество выдающихся ресторанов: Noma и Geranium (по 2 звезды «Мишлен»), Kadeau, AOC, Marchal и Studio (у каждого ‒ одна звезда «Мишлен»), Torvehallerne, Aamanns Etablisement, No. 2, Marv & Ben, Amass и стритфуд Johns Hot Dog Deli.

Может ли скандинавская кухня в России соперничать, скажем, с популярной итальянской или грузинской?
Я думаю, что нет, Россия еще не готова принимать такую кухню. В данный момент это даже технически невозможно сделать.
Понравилась ли вам вообще северная кухня?
Да, но если есть ее каждый день, станет скучно.
Какой ресторан из числа посещенных особенно запомнился?
Noma ‒ он действительно незабываемый. Каждое блюдо там раскрывает свою историю.
Что нового – кулинарные техники, приемы – вы увидели?
Если честно, ничего нового не увидел. Единственное, подачи блюд везде были очень оригинальными.
Какие скандинавские блюда понравились бы русским?
Я думаю, наверняка понравились бы все блюда со спаржей. Не потому, что там ее как-то по особенному готовят, а потому что сама скандинавская спаржа очень вкусная.

В чем, по-вашему, секрет успеха скандинавов?
Наверное, в свежести продуктов и огромном выборе ароматных трав и цветов.
Какой продукт вы бы назвали российским специалитетом, за которым стоит приезжать из-за границы? Есть ли и у России шансы стать местом гастрономического туризма?
Для меня это сметана, бородинский хлеб, икра. Шансы есть, если российские рестораторы и шеф-повара будут наконец-то думать о том, что пора уже переписать историю русской кухни и сделать капитальный ремонт.
Поделились впечатлениями и другие участники поездки. Так, по словам Адриана Кетгласа («The Сад», Grand Cru), скандинавский гастрономический маркетинг на высоте – кухня стала визитной карточкой Дании, Норвегии и Швеции, но вот между ресторанами нет особенных отличий ни в подаче, ни в продуктах, а блюдо не передает характер повара, как, например, в Испании.

Карло Греку («Дом Карло», Sixty) понравился грамотный подход к ресторанному делу ‒ нордическая кухня удачно сочетает бизнес и творчество, кроме того, рестораны получают финансовую поддержку от государства, что помогает им выдвинуться на первый план – России до этого далеко.
Президент Московского гастрономического фестиваля Игорь Губернский отметил высокое качество местных продуктов, использование которых здесь достигает 90 %, а также скандинавское чувство изящного: подача блюд лаконичная, но неизменно стильная. «Очень многие копируют Noma, правда, получается не у всех», ‒ добавил он.