Кардинальных изменений на рынке управленцев по итогам прошедшего полугодия не наблюдается. Несмотря на некоторое сокращение бюджета на подбор, количество заявок, поступающих в наше агентство, не уменьшилось. Зато изменился перечень наиболее востребованных вакансий ‒ если в прошлом году это были сетевые операционные директора на запуски новых проектов и общее управление, директора по персоналу, инженеры, то в этом ‒ шеф-повара и бренд-шефы, директора и менеджеры по корпоративным продажам, генеральные менеджеры во вновь открывающиеся гостиницы.
Повышенное внимание
Кандидаты стали обращать особое внимание на стабильность компании, источники финансирования, основательность проработки и реальность бизнес-целей и т. д. Многие готовы пересмотреть ожидания по фиксированной части дохода в сторону понижения, если особенно заинтересованы в проекте или бизнес-задачах, которые ставит потенциальный работодатель. В таком случае заранее оговариваются бонусные схемы по итогам окончания проекта, и при его успешном завершении совокупный доход может превысить среднерыночные показатели. Нередко кандидаты приветствуют возможность перехода в другие отрасли, опасаясь того, что на ресторанный и гостиничный сегмент повлияет экономическая и политическая ситуации.
В гостиничном сегменте очень медленно, но все-таки растет тенденция привлечения российских специалистов на позиции генерального менеджера
Экономический спад затронул как ресторанный, так и гостиничный рынок, поэтому грамотное построение системы продаж и ее активная реализация становятся особенно важными задачами компаний индустрии гостеприимства. В ресторанном сегменте нужен качественный и оригинальный продукт, и это уже задача бренд-шеф-повара или шеф-повара. В условиях нынешних санкций велика вероятность повышения цен на продукты питания, поэтому можно ожидать новой волны мероприятий по оптимизации фонда оплаты труда и повышению эффективности работы.
Будут востребованы директора по персоналу с успешным опытом проведения подобных мероприятий, а также развития корпоративной культуры и удержания лучших кадров; менеджеры по закупкам — блестящие переговорщики и знатоки локальных рынков; маркетологи, умеющие работать в условиях ограниченных бюджетов; руководители собственного производства, призванные организовать замену локальным сырьем некоторых продуктов, попавших под санкции, а также директора по сервису ‒ ведь в индустрии гостеприимства качество сервиса непосредственно влияет на уровень доходов. Также усилится внимание работодателя к структурированности, системности и нацеленности на результат кандидатов в целом.
В гостиничном сегменте очень медленно, но все-таки растет тенденция привлечения российских специалистов на позиции генерального менеджера. Во-первых, уже появились профессиональные кадры уровня, признанного даже международными сетями. Во-вторых, привлечение российского специалиста обходится компании в разы дешевле (не столько по окладу, сколько по социальному пакету, так как не требуется оплачивать проживание менеджера и его семьи, учебу детей в языковых школах и т. д.).
Наши и ваши
Повара-иностранцы на нашем рынке уже делятся на своего рода «классических» экспатов (недавно приехавших в Россию по срочному трудовому контракту, по окончании которого они планируют вернуться домой) и тех, кто уже много лет живет и работает в России, прекрасно говорит по-русски, знает местный менталитет, обзавелся семьей и даже владеет недвижимостью и не планирует уезжать.
Иностранец, занимающий должность бренд-шефа или шеф-повара сети, получает в среднем 250 тыс. руб. Компания-работодатель обеспечивает его и членов семьи медицинской страховкой, снимает квартиру недалеко от места работы, оплачивает обучение детей в школе/детском саду, минимум раз в год покупает авиабилеты домой и обратно на всю семью и т. д. Уровень дохода (судя по практике наших клиентов) зависит от задач, формата и размера ресторанной сети или заведения, «звездности» гостиницы, от узнаваемости имени специалиста, личных договоренностей с собственником. Шеф-повара, которые много лет живут в России, не всегда заинтересованы в расширенном социальном пакете, так как имя дает им возможность параллельно основной работе участвовать в различных кулинарных проектах, мастер-классах и шоу, которые являются дополнительным источником дохода.
Если говорить об оформлении иностранцев, недавно приехавших в Россию, как правило, их оформляют как высококвалифицированную рабочую силу (ВКС), и с этим нет проблем. Те же, кто живет у нас давно, часто женаты на россиянках, и поэтому уже имеют вид на жительство, позволяющий работать.
Российские специалисты по уровню дохода догоняют иностранцев, их заработные платы сегодня отстают примерно на 20 %. Оплата транспорта и проживания предполагается только в случае переезда, а в остальных случаях социальный пакет ограничивается питанием и оплатой мобильной связи, иногда еще ‒ медицинской страховкой.
У наших соотечественников в последние годы есть много способов поработать с шеф-поварами из Франции, Италии, Японии и т. д., и перенять ценный практический опыт. Однако есть специфические области, где русским поварам сложно заменить иностранца. Например, высококлассный сырный мастер — это наверняка итальянец, среди мастеров приготовления мяса на гриле один из наших клиентов недавно предпочел шеф-повара из Аргентины русскому, а для настоящей, не подвергшейся адаптации до неузнаваемости, японской кухни желательно пригласить японца. Это связано даже не столько с формальным опытом: многое впитывается с культурой и традициями, некоторые вещи просто нужно чувствовать ‒ с этим пока сложно конкурировать.