Законодатели предлагают дать региональным властям право запрещать предпринимателям, открывающим организации общественного питания в многоквартирных домах, в помещениях, переведенных из жилого в нежилое, розничную торговлю пивом и пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой и более крепким алкоголем.
Объясняют они инициативу тем, что жители домов часто жалуются на такие заведения, а конкретнее ‒ на доносящийся оттуда шум и многочисленные нарушения общественного порядка. При этом региональные власти могут «устанавливать дополнительные ограничения лишь по времени розничной торговли», ‒ говорится в пояснительной записке к документу.
«Запреты и ограничения не снижают у людей желание выпить»
Запрета на торговлю алкоголем в ночное время недостаточно, считает глава движения «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. «Наша организация ведет мониторинг его исполнения по стране, совершает контрольные закупки. И в 8 случаях из 10 закон нарушается. «Зелье» все равно продают из-под полы», ‒ рассказывает он. Примерно также обстоят дела, по его словам, с продажей алкоголя несовершеннолетним, поэтому в первую очередь нужно добиться исполнения уже существующих законов. Сделать это можно, изменив меру наказания и сделав его неотвратимым.
«За продажу алкоголя несовершеннолетнему продавец, по сути, платит штраф 30‒80 тыс. руб. ‒ это смешные для него деньги. А если бы у него отбирали лицензию на торговлю алкоголем за то, что он повторно продал его подростку ‒ результат был бы иной», ‒ продолжает эксперт. Кроме того, он считает, властям надо дать право закрывать в домах не только кафе, но и магазины, нарушающие законы о продаже спиртного. А вообще, государство должно разработать стратегию по защите граждан России от алкогольной и наркотической экспансии и решать эту проблему комплексно, добавляет он.
Директор центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что эти инициативы связаны с гонениями на малый бизнес. «Их цель ‒ создать более комфортные условия крупному и среднему», ‒ сказал он. В маленьких магазинчиках продается более 50 процентов алкогольной продукции. На 1 января 2012 года в России было 330 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, баров, которые продавали алкоголь. Сегодня их осталось 250 тысяч. 80 тысяч торговых точек совсем ушли с рынка. «Запреты и ограничения не снижают у людей желание выпить», ‒ сказал он.