Специалисты по подбору персонала рекомендуют клиентам расширять границы – смотреть людей с опытом активных продаж на других рынках: FMCG, банковском, страховых услуг
Сильное звено №1
Как правило, кейтеринговые предприятия не проводят широкомасштабных рекламных кампаний, поэтому для успешного развития нужен человек, который будет заниматься привлечением заказов. Зачастую собственники кейтерингового бизнеса ожидают видеть на этой позиции человека из аналогичной сферы с уже готовой базой клиентов. Есть ложное ожидание того, что такой менеджер с первых дней сможет принести заказ – один звонок старому клиенту, и компания имеет готовый проект. На деле, менеджерам по продажам придется долго и планомерно работать, причем первое время, скорее всего, – со слабо положительным или даже отрицательным результатом.
Клиентам сложно отказаться от существующего и уже зарекомендовавшего себя провайдера кейтеринговых услуг, вновь начать долгий процесс согласований документооборота, в очередной раз объяснять все детали и тонкости.
Найти сотрудника с опытом продаж кейтеринговых услуг – задача не простая. Таких людей на рынке – ограниченное количество, и в нынешних условиях их довольно сложно мотивировать. Просто «перекупить» такого специалиста деньгами – как минимум, недолгосрочно и, в целом, малоэффективно. Специалисты по подбору персонала рекомендуют клиентам расширять границы – смотреть людей с опытом активных продаж на других рынках: FMCG, банковском, страховых услуг.
В стандартные обязанности менеджера по продажам может входить не только поиск и привлечение клиентов, презентация услуг, заключение контрактов, но и «ведение» проектов после стадии заключения контрактов. Здесь важно учитывать компетенцию менеджера по продажам. Если этот сотрудник разбирается в деталях и тонкостях организации кейтеринговых мероприятий, то он может выполнять функции менеджера проектов. В таком случае, в зону его ответственности будут входить расчет необходимого количества продуктов и напитков, заключение договоров с субподрядными организациями, задействованными в проекте, аренда площадки, расчет посадочных мест и пропускной способности.
Совокупный уровень дохода менеджера по продажам варьируется от 60 до 250 тыс. рублей. Как правило, мотивация таких сотрудников состоит из окладной и бонусной части. Соотношение окладной части к бонусной может быть 50 на 50.
Главный на кухне
При запуске кейтерингового проекта с нуля необходимо как можно раньше найти шеф-повара. Он поможет в решении таких вопросов, как выбор кухни, формирование концепции, подбор и покупка оборудования, разработка технологического плана, подбор персонала кухни.
В стандартные обязанности шефа входит организация и контроль работы производства, разработка меню, работа с поставщиками, составление и контроль качества закупок, контроль качества приготовления блюд, проведение инвентаризаций, учет движения товара на производстве и ценообразование.
Зарплата шеф-повара, возглавляющего процесс приготовления пищи, составляет в Москве примерно 40–150 тыс. рублей в зависимости от квалификации.
Если ваша компания не планирует частой смены меню, то можно обойтись без креативного шеф-повара высокого класса. Но если работа компании строится на индивидуальной разработке меню под каждого клиента, сезонных обновлениях, особо сложных в приготовлении блюдах, то нужен шеф-повар высокой компетенции и профессионализма. Такой специалист будет стоить немалых денег.
Временный персонал
Специфика кейтеринга подразумевает привлечение персонала на временные работы – содержание постоянного штата зачастую не имеет смысла.
Выездное обслуживание часто носит сезонный характер. Например, в предновогодний и посленовогодний период наблюдается вал заказов на организацию фуршетов. А в феврале – застой. Поэтому и складывается традиция привлекать людей со стороны на временные проекты.
В среднем штат кейтеринговой компании состоит из 20–25 человек: управляющий, шеф-повар, менеджеры по продажам, бухгалтеры, менеджеры по работе с персоналом, телефонные операторы. Около 100 человек (повара, официанты, бармены, курьеры, водители) работают по договору подряда. Привлечением такого персонала компании могут заниматься как самостоятельно, так и с помощью провайдера, предоставляющего персонал на временные проекты (Temporary Staffing).
Как правило, временным сотрудникам предлагается почасовая ставка, а не ежемесячный оклад. Для линейного персонала в кейтеринге она варьируется от 130 до 180 рублей в час в зависимости от позиции.
Благодарим компанию «Анкор. Розница и гостеприимство» за помощь в подготовке материала: www.ancor.ru.