Чтобы создать комфортную среду для слепых, кафе и рестораны Москвы будут оборудованы специальными тактильными указателями, которые помогут инвалидам по зрению самостоятельно дойти от метро, а также найти гардероб, туалет и кассу. По словам представителя Всероссийского общества слепых и генерального директора Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов Сергея Ваньшина, сотрудники общепита пройдут однодневный тренинг, где их научат, как нужно вести себя с незрячими посетителями. Первые заведения удобные для слабовидящих появятся в столице в рамках пилотного проекта к 13 ноября ‒ Международному дню слепых. В дальнейшем аналогичные места могут появиться во всех административных округах Москвы.
«Перед инвалидами по зрению при посещении кафе возникает несколько проблем: как добраться до нужного места, понять, где разместиться, определиться с заказом и последнее ‒ рассчитаться, чтобы при этом тебя не обманули», ‒ рассказал Сергей Ваньшин. По словам Ваньшина, для создания комфортной среды для слепых в первую очередь нужно научить сотрудников общепита, как правильно себя вести.
Уже сейчас выразили готовность поддержать проект руководители таких ресторанов Москвы, как «Кофеин», «IL Патио», «Планета Суши», «Менделеев Бар», Rolling Stone, Noodles Bar, Novikov Restaurant & Bar
«В рамках пилотного проекта мы проведем однодневный инструктаж с сотрудниками, где расскажем основные правила поведения, ‒ сказал он. ‒ Например, мало кто знает, как надо правильно сопровождать слепого. Нужно подать ему локоть и провести под руку до столика, а не толкать впереди себя. Кроме того, категорически запрещается класть сдачу на стол, надо вложить в руку, предварительно разложив купюры по достоинству».
Чтобы слепые могли самостоятельно добраться до кафе, планируется оборудовать путь от метро до места общепита наземными тактильными указателями, которые помогают незрячим ориентироваться в открытом пространстве. «Внутри кафе, особенно если его площадь очень большая, нужно будет проложить специальную дорожку, по которой слепой дойдет до гардероба, туалета или кассы. Первая и последняя ступени лестницы должны быть окрашены в желтый цвет, а также на прозрачные двери нужно наклеить желтые круги, чтобы могли ориентироваться слабовидящие», ‒ пояснил Ваньшин.
Предполагается, что меню в оборудованных кафе будет распечатано по системе Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми). Также возможно использование «голосового» меню, чтобы инвалид мог нажать кнопку и прослушать ассортимент.
Первой сетью удобной для слабовидящих станет кафе «Гранатовый сад» (четыре заведения). В случае успеха пилотного проекта аналогичные кафе могут появиться во всех административных округах Москвы. «Мы сможем учесть все нюансы, высчитать необходимые затраты, после чего мы уже обратимся за поддержкой в департамент социальной защиты Москвы, чтобы создать такие места в каждом округе или в зонах компактного проживания слепых», ‒ сказал Ваньшин.
Уже сейчас выразили готовность поддержать проект руководители таких ресторанов Москвы, как «Кофеин», «IL Патио», «Планета Суши», «Менделеев Бар», Rolling Stone, Noodles Bar, Novikov Restaurant & Bar.
Валерия Силина, вице-президент по маркетингу компании «Росинтер Ресторантс Холдинг» («Планета Суши», «IL Патио», TGI Fridays, Costa Coffee и др.) отметила, что любая инициатива по поддержке людей с ограниченными возможностями, которая помогает их социальной поддержке и адаптации, приветствуется. Конечно, от ВОС потребуется конкретная программа по обучению персонала, которую легко внедрить.
«Общество слепых должно подготовить программу, возможно, обучить волонтеров, которые, в свою очередь, будут передавать навыки работы со слепыми уже сотрудникам ресторанов, ‒ сказала Силина. ‒ Если же они, например, просто выдадут методички, то это не будет эффективно. Ведь нужно на практике показать, как правильно работать с такими людьми».
По словам президента сети кофеен «Кофеин» Евгения Когана, если в рамках пилотного проекта станет понятно, что это действительно востребовано, то он также может присоединиться к акции.
Ресторатор Александр Соркин, совладелец проектов Rolling Stone, Noodles Bar, «Менделеев Бар», Novikov Restaurant & Bar, рассказал, что любой ресторан может себе позволить оборудовать помещение для слепых. «Технически это сделать несложно, но на мой взгляд, проблема заключается не в том, что рестораны плохо оборудованы, а в отношении российского общества к инвалидам. По сравнению с Западом у нас все выглядит очень ущербно, даже пандусы для колясочников ‒ это в основном единичные инициативы руководителей ресторанов, когда в Европе, инвалиды могут чуть ли не на лодку заехать на коляске», ‒ сказал Соркин.
Между исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица считает, что оборудование кафе под нужды маломобильных граждан абсолютно не гарантирует дополнительного притока клиентов. «Оснащение помещения тактильной плиткой, указателями-наклейками для слабовидящих и проведение тренинга для персонала не требует крупных вложений от владельцев ресторанов. Оно обойдется предприятию примерно 200–300 тыс. руб., ‒ пояснила Перепелица. ‒ Однако обещаемая доступность заведений абсолютно не гарантирует, что слепые станут часто их посещать. Низкий уровень дохода людей с ограниченными возможностями не дает возможности рассчитывать на них как на целевую аудиторию».