Летом компания Crocus Group открыла новый ресторан в торгово-развлекательном комплексе «Vegas Крокус Сити» – Forte Bello отведено целых четыре уровня. Управляющий Дмитрий Харюшин рассказал HM об особенностях нового итальянского ресторана.
22 сентября 2014
Семейная гармония
Анна Первова
редактор HM
редактор HM
В 2013-м концепция семейного клуба «Рибамбель» завоевала «серебро» на международном конкурсе Palm d'Or – впервые на пьедестал почета поднялся ресторан из России. Сегодня это уже сеть: второе одноименное заведение с июня работает в Аптекарском огороде. О том, как органично соединить детские и взрослые интересы в одном заведении, мы поговорили с Ойгуль Мусахановой, одной из основательниц проекта.
«Люди, занимающиеся детскими клубами, отговаривали нас лезть в ресторанный бизнес, утверждая, что мы прогорим»
Как вообще возникла идея создать семейный клуб?
Мы с Юлей (Юлия Федоришина, совладелица «Рибамбель», ‒ прим. ред.) ‒ молодые мамы, которые любят проводить время и со своими детьми, и с друзьями. Выбирать, идти в ресторан или оставаться с ребенком, нам не хотелось, как, думаю, не хочется и многим родителям. Мы, естественно, водили в детские клубы детей, но никогда не возникало мысли привести туда и папу, чтобы ждать вместе с ним на лавочке, пока ребенок поиграет. В то время как мы сидели в ресторане с друзьями, наши дети все больше и больше углублялись в электронные игрушки. Тут мы и подумали, что здорово сделать такое место, в котором будет интересно и детям, и взрослым.
Все эти столики с фломастерами, которые многие рестораны сейчас предлагают в качестве развлечения, быстро надоедают детям. Соответственно, нам надо было придумать что-то, чем ребенок был занят несколько часов. Причем с одной стороны, это занятие должно быть интеллектуальным, а с другой, ребенок не должен чувствовать, что его поучают. Так и возникла идея сделать игровой городок и творческую студию: если ребенку через пару часов надоедает резвиться, он может еще часик развлечься в мастерской. А трех часов родителям обычно достаточно, чтобы поужинать и наговориться. В итоге и детская часть, и взрослая получились абсолютно самодостаточными.
У вас были какие-то концептуальные ориентиры?
Нет, мы просто взяли за основу кафе и добавили к нему полноценную детскую зону, причем подошли к ней как к отдельной бизнес-модели. Она непростая: есть много мелочей, необходимых для того, чтобы детям было интересно, нужны педагоги, которые должны находиться на зарплате с утра до вечера. Наша отличительная черта в том, что дети могут прийти в течение дня в любое время, и никто не должен спешить к определенному часу, чтобы сделать свечку в мастерской. Это невыгодно нам в плане расходов, но важно для наших гостей, поэтому мы шли на это осознанно.
Пожалуй, можно упомянуть только игровую площадку, которую мы видели в Америке – с большими игровыми домиками. Мы написали производителям о том, что они нам понравились, и в итоге наши знакомство закончилось тем, что мы стали их эксклюзивными дистрибьюторами. Это еще одна бизнес-модель, которая помогает нам окупать игровую площадку.
Легко ли работать со своей подругой?
Нам очень повезло. Причем раньше мы не были подругами ‒ мы были коллегами, у которых сформировалась одна и та же идея под влиянием личных обстоятельств. К тому же перед началом проекта мы четко расписали все документы – лучше заранее предотвратить любые споры, чем потом обвинять друг друга. Разделения обязанностей как такового у нас нет, мы друг друга заменяем. Мы обе мамы, и понимаем, насколько важно уделять время детям. И если они заболели или просто соскучились, мы говорим: «Я завтра не могу», и в ответ всегда слышим: «Хорошо, я тебя прикрою».
В прошлом вы и Юлия – финансовые консультанты. Вашего опыта оказалось достаточно, чтобы открыть первое заведение без посторонней помощи?
С бизнес-планом, конечно, справились сами, а вот ресторанные эксперты, к которым мы обращались, не помогли. Относясь к нам как к девочкам, которые решили побаловаться, они предлагали ограничиться стандартным столиком с фломастерами, говоря, что перманентная игровая зона на 200 кв. м в ресторане – это дурацкая идея: лучше заставить все столиками и получать нормальную выручку. Люди же, занимающиеся детскими клубами, отговаривали нас лезть в ресторанный бизнес, утверждая, что мы прогорим.
Что касается оснащения ресторана ‒ мы нанимали консультантов по кухонному оборудованию, которые объясняли нам, грубо говоря, что для выпечки одной булочки нужно три печи, следствием чего стала неиспользуемая техника. Это, несомненно, нас многому научило.
Когда мы открывали двери первого клуба, я просто не могла поверить, что это дело наших рук; полностью прочувствовала смысл выражения «Мечтай осторожно, потому что мечты сбываются».
Были ли проблемы с поиском помещений?
Мы хотели либо обособленное здание, либо какое-то проходное место рядом с метро, но цены за аренду в этих случаях были просто космическими. Долго не могли найти подходящее помещение, сорвалось несколько сделок, а потом нам предложили эти 800 «квадратов» во «Временах года» – вдвое больше, чем мы планировали, к тому же далеко от центра, но по адекватной цене. Естественно, такую площадь нужно было осваивать ‒ любая бизнес-модель должна быть экономически целесообразна ‒ поэтому здесь и появились два банкетных зала, большая творческая и игровая зоны, балетная студия и детский кинотеатр, хотя изначально мы планировали небольшой клуб-кафе со свежей выпечкой и кулинарными мастер-классами.
Второй «Рибамбель», находящийся в центре города, конечно, больше отвечает нашим пожеланиям, чем тот, что на Кутузовском ‒ здесь люди могут прийти к нам пешком, метро в пяти минутах. Мы находимся вдалеке от главного входа в Аптекарский огород, поэтому, чтобы посетители о нас узнавали, взяли на себя спонсорство по печати входных билетов – на их обороте информация о нас и нашем местонахождении.
Как подбираете персонал?
Принимая на работу сотрудников (причем не только работников детской зоны), интересуемся, есть ли у них дети, как они к ним относятся, наблюдаем, не воспринимают ли они ребят как помеху работе. В итоге официанты дружат с малышами, многие знают друг друга по именам, здороваются, дают друг другу «пять». Это здорово, и родителям очень нравится.
Персонал для игровой площадки подбирают наши педагоги-психологи. Разумеется, людей с улицы не берем: необходимо высшее образование и рекомендации. Новые сотрудники учатся работать с детьми разного возраста; у нас много методического материала.
Повлиял ли на репутацию клуба инцидент с ребенком, обсуждавшийся в интернете?
Мама девочки сильно приукрасила эту историю (девочке в игровой комнате прищемил палец другой ребенок – прим. ред.), вероятно, понадеявшись на какую-то компенсацию. Мы просмотрели записи с 17 видеокамер, выяснив, что палец, простите, не оторвался, а был просто прищемлен. Это же подтверждает и заключение врача. К тому же на нашей игровой площадке ответственность за ребенка несет родитель, а не мы: мать подписала бумагу о том, что ее ребенку меньше трех лет и она обязуется находиться рядом с ним, а сама пошла пить кофе.
Пришлось привлечь юристов, потому что за клевету нужно отвечать. Наш адвокат показал представителю матери девочки видеосъемку, не совпадающую с ее показаниями, ‒ здесь она и пошла на попятный. До суда дело не дошло, но нервы нам подпортили.
Расскажите подробнее о меню. Оно общее для детей и взрослых?
У нас есть специальное детское меню, на одну страницу: мы предпочли регулярное обновление большому перечню блюд. Это домашняя еда: тефтели, куриный бульон с лапшой, рыбные и куриные котлеты. Сейчас, правда, дети очень любят пиццу, и никуда от этого не деться, поэтому она в детском меню тоже есть. Чего у нас принципиально нет, так это картошки фри, искусственных красителей и ароматизаторов. Специалистов по питанию не привлекали ‒ у меня двое маленьких детей, и я сама давала рекомендации шеф-повару.
Основное меню составлено с учетом того, что к нам приходит очень много мам, которые всегда худеют. Есть и блюда, популярные среди пап ‒ стейки, бургеры.
В чем отличие нового клуба от «Рибамбель» на Кутузовском?
По опыту первого клуба мы поняли, что родителям все же хочется «раззонироваться» с детьми, а так как здесь мы занимаем два этажа, у них есть выбор – ждать ребенка на втором, «детском» этаже либо спуститься на первый и погрузиться во взрослую атмосферу.
В детской части сделан больший упор на образование: в учебном классе для дошкольников (детей постарше сейчас сильно загружают в школе, так что мы не рассчитываем, что они захотят учиться еще и у нас) проводятся развивающие занятия и уроки иностранных языков, мы даже взяли завуча, который контролирует педагогов. Для малышей до 3 лет, которым нечего делать в детском городке, мы решили выделить большую комнату, полностью мягкую – там они смогут беспрепятственно и безопасно ползать. Пока сезон позволяет, рядом с верандой вместе с детьми будем выращивать цветы и овощи: многие ребята, к сожалению, сейчас думают, что картошка – это картошка фри, а не то, что выросло в земле. Остальной функционал тот же, что и во «Временах года»: игровой городок с аниматором, балетная студия, творческая мастерская, кулинарные мастер-классы.
За кухню обоих клубов отвечает бренд-шеф Михаил Кукленко, в подчинении у него четыре су-шефа – по два в каждом. Меню второго ресторана в целом то же самое, но мы убрали дорогие позиции – оленину, оливье с крабом, чилийского сибасса – они более уместны на Кутузовском.
За кухню обоих клубов отвечает бренд-шеф Михаил Кукленко, в подчинении у него четыре су-шефа – по два в каждом. Меню второго ресторана в целом то же самое, но мы убрали дорогие позиции – оленину, оливье с крабом, чилийского сибасса – они более уместны на Кутузовском.
Первому «Рибамбель» уже два года. Окупился ли он?
Нет, мы рассчитываем на это только через пару лет: большую часть клуба занимает детская зона, практически не приносящая дохода. Основная прибыль – от ресторана, она-то и «растекается» по остальным пространствам.
Много ли значит для вас «Серебряная ветвь» за лучшую ресторанную концепцию?
Palm d`Or в Европе ‒ это мегапрестижно, перед ее обладателем открываются многие двери. Но в России конкурс не распиарен, когда ты получаешь «ветку», ты же и должен рассказать всем об этом. Нельзя сказать, что после получения премии на нас обрушился шквал звонков. По поводу франшизы предложения начали поступать раньше, через полгода после открытия. Сейчас мы разрабатываем франшизный пакет.
С кем конкурируете?
Не думаю, что у нас есть прямые конкуренты – есть заведения, которые тоже называют себя семейными клубами, но наше отличие в том, что мы в это понятие вкладывали не только позиционирование и продвижение на рынке, но и основополагающий смысл: клуб по интересам. У родителей это вкусная еда, общение с друзьями и хорошие напитки, у детей – творчество, игры и развитие. Если подобные места будут появляться, мы будем только рады.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
18.09.2014
В сентябрьском номере журнала собран опыт предпринимателей, которые, уловив спрос на новую услугу, с энтузиазмом развивают свой бизнес.
16.09.2014
В столичных кафе появятся тактильные указатели и голосовое меню для инвалидов по зрению.
16.09.2014
Холдинг «Евразия», владеющий сетью более чем из 150 ресторанов и суши-баров в России, из-за ухудшения экономической ситуации закрыл значительное количество точек.