«Формат фестиваля для рестораторов непривычен, заведения высокого класса обычно не участвуют в подобных мероприятиях: владельцам кажется, что есть ресторан, работает, и хорошо»
Чем отличается фестиваль от прошедшего в том году?
В прошлом году Taste of Moscow посетили 10 тысяч человек, а в этом – больше 20 тысяч! Если бы не плохая погода в воскресенье, гостей было бы еще больше! Даже в дождь и слякоть к нам приехали более четырех тысяч человек, значит, фестиваль востребованный, люди готовы идти на гастрономическое мероприятие.
Главным изменением стал уход из закрытого пространства (во всем мире Taste традиционно проходит на опен-эйр). Что касается внутреннего контента, то стало намного больше участников. Если в прошлом году было десять ресторанов, то в этом – уже 17. И дальше будем стараться развиваться, стоять на месте точно не будем!
По какому принципу подбираются рестораны-участники?
В других странах отбор проходят рестораны с высокими рейтингами, имеющие звезды Мишлена, а в России критерий один – востребованность публикой. Мы советуемся с экспертами, смотрим, какие заведения в тренде, какие шеф-повара стараются делать что-то новое. Однако формат фестиваля для рестораторов нов и непривычен, заведения высокого класса обычно не участвуют в подобных мероприятиях: владельцам кажется, что есть ресторан, работает, и хорошо. Так что очереди из шеф-поваров не выстраиваются, и радует, что у нас сформирован хороший костяк.
Участие в фестивале подтверждается задолго до начала мероприятия, так как организация кухни на улице требует серьезного подхода – всех участников нужно обеспечить водой и электричеством! Если кто-то приходит за неделю-две, подготовить площадку уже нереально. С одной стороны, открытое пространство привлекательно, с другой – появляется очень много проблем, которые нужно решать за полгода. Так что список ресторанов на следующий год будет создан уже в январе.
Вход на фестиваль платный, и некоторые люди воспринимают, что с них берут деньги за вход в ресторан…
Большое количество людей приходит бесплатно, по приглашениям. Сделать свободный вход для всех желающих мы не можем – представьте, какие толпы может привлечь гастрономическое событие. Если в ресторане время ожидания составляет 15 минут, то при наплыве народа на уличном мероприятии людям приходится ждать, пока их накормят. В этом году у некоторых ресторанов собирались очереди, порой приходилось ждать своего блюда по 30–40 минут, что, конечно, не вызывает положительных эмоций.
Нужен фильтр, чтобы не сделать фестиваль привычным праздником городского масштаба. Платный вход – вынужденная мера. К тому же если летние городские фестивали дотируются правительством, то мы справляемся сами, а одно лишь решение вопросов водоснабжения и электричества стоит бешеных денег.
Мы сделали лояльную цену – 800 руб., а при онлайн-покупке билет стоил 500 руб., тогда как на другие фестивали и мероприятия, как правило, средняя цена составляет 1200–1500 руб. Сделать Taste бесплатным означает получить не фестиваль ресторанов, а праздник непонятно чего. Здесь не продают сосиски, а участвуют рестораны высокого уровня и стоят компании с премиальной продукцией. На концерты же люди не ходят бесплатно, и мы также не хотим создавать проходной двор. Заплатив деньги, люди попадают на очень достойное мероприятие.
Что привлекает гостей гастрономического фестиваля, куда смещается вектор интересов?
Москва большая, и порой добираться до разных ресторанов по пробкам проблематично, так что прийти на фестиваль и за один день попробовать блюда из трех-четырех ресторанов, конечно, очень интересно.
Еще один большой плюс – бесплатные мастер-классы шеф-поваров, на которые можно записаться прямо на фестивале. Привлекает и открытое пространство для отдыха. Уверена, формат будет очень востребованным, событие будут ждать.
Кто ваша публика?
Это люди со средним доходом и выше среднего. Хотя – это мы и в Лондоне видели – есть те, кто откладывает небольшие деньги, чтобы раз в год побаловать себя и семью походом в хороший ресторан, зная, что потратят не 5–10 тыс. руб., а пару. Да, некоторые рестораны продавали блюда по своим ценам, но это исключение, большинство предлагали по себестоимости.
Как продвигаете фестиваль? Какая площадка показала себя лучше всего?
В течение двух лет мы экспериментируем и пробуем разные варианты: и наружную рекламу, и персональные рассылки, и социальные сети. На сегодняшний день сложно дать оценку, какой способ наиболее эффективный, что играет хорошую роль, а что нет. По-прежнему, лучше любой рекламы работает сарафанное радио.
Наружка привлекает гостей в меньшей степени, это имиджевая составляющая. Из социальных сетей приходят гурманы и ценители хороших напитков. Очень хорошо показала себя акция с сетью супермаркетов премиум класса – покупатели, совершившие покупку на 5 тыс. руб., получали билеты на фестиваль.
Какие задумки на следующий год?
Мы планируем сдвинуть фестиваль на конец июня-начало июля, так как сентябрь непредсказуем в плане погоды. Хотим, чтобы партнеры и площадки проведения фестиваля относились к нам лояльнее, так как подобные мероприятия делать очень тяжело. Хочется надеяться на то, что нам ничто не помешает.
Денис Казаков, коммерческий директор компании 7D Foods Russia&CIS
Это мероприятие для людей с активной жизненной позицией, интересующихся, стремящихся жить, и жить хорошо. Основная цель нашего участия в фестивале – популяризация продукции из манго. Поставленные задачи (продажи, проведение дегустаций, а также анализ целевой аудитории и поиск партнеров) мы выполнили. Понравилась организация мероприятия и достаточно высокая посещаемость.
Сергей Александров, партнер дегустационного клуба 750ml
Taste of Moscow оставил положительные впечатления. Правда, на фестивале я был в воскресенье – из-за плохой погоды день получился немного ... экстремальный. Порадовало активное участие российских виноделов. Совершенно незабываемый получился мастер-класс в сотрудничестве с французским шоколадным домом: очень тонкие и сложные вкусы конфет в сочетании с не менее сложным вкусом и ароматом замечательных старых десертных вин. Это стоило пробовать – просто феерия вкуса! Публика очень хорошая, весьма разношерстая, но активная и восприимчивая.