Бренд становится великим тогда, когда его имя становится нарицательным – как это случилось с Martini. Историю этой успешной алкогольной марки можно охарактеризовать такими противоречивыми терминами, как преемственность и инновационность, верность традициям и поиск новых решений, консервативности и революционность.
1 октября 2009
Как пиво нальешь, так в баре и заживешь
Федор Кондратенко
журналист HM
журналист HM
Казалось бы, что может быть проще, чем налить пиво. Однако чтобы сделать это грамотно, нужно многое знать и уметь. Существуют даже целые школы по обучению наливу и подаче этого напитка – там рассказывают о том, как он производится и как хранится, учат основам работы с оборудованием и нюансам использования пива в баре. Умение правильно наливать пенный напиток – один из важнейших критериев, по которому можно судить о профессионализме бармена. О тонкостях работы с пивом в баре мы поговорили с Сергеем Колбеевым, вице-президентом Барменской ассоциации России.
Сергей Колбеев в профессии бармена уже 15 лет. Попал в эту сферу он совершенно случайно. Окончив институт транспортного машиностроения в Брянске, он устроился в строительную фирму, которая на тот момент работала над проектом загородной турбазы. 1994 год был нелегким для страны, и обещанных денег строителям не заплатили – предложили остаться работать в этом клубе. Так Сергей стал барменом.
На протяжении четырех лет он поменял несколько мест работы, а в 1998-м устроился в самый элитарный бар Брянска – «Челси» (проект из Лондона). Директор клуба подарила ему «Библию бармена», которую он выучил как таблицу умножения. Но этого было недостаточно.
Если заведение не круглосуточное, то обязательно надо сливать около двух литров пива каждый день. Это относится и к клубам, где часто застаивается та или иная марка пива
Для совершенствования своих навыков и повышения уровня обслуживания в заведении Сергей отправился в Москву приобретать необходимую литературу и оборудование. В этой поездке он познакомился с президентом Барменской ассоциации России Сергеем Цыро, который помог Сергею с книгами и предложил ему принять участие в первом в России Чемпионате мира среди барменов. С тех пор Сергей регулярно участвует в международных и российских профессиональных конкурсах и фестивалях. Сейчас бармен из Брянска является вице-президентом Барменской ассоциации России. Его деятельность связана с консультационными услугами.
HM: Сергей, какими качествами и умениями должен обладать бармен?
С.К.: Настоящий бармен должен любить то, чем занимается. Было время, когда я работал по 14-16 часов в сутки на протяжении нескольких месяцев, пока мне искали сменщика. И не потому, что я хотел побольше заработать, а потому, что я очень люблю свою работу и не мог подвести людей, которые работали рядом.
Также бармен просто обязан иметь профессиональное образование. Барное образование – это основа основ! Вы можете многое узнать из книг, быть эрудитом в этой сфере, но всем нюансам вас научат профессионалы в школе барменов. И, конечно же, нужен опыт! В «Библии бармена» сказано, что только через 5 лет открываются двери этой профессии.
В нашей стране профессия бармена почему-то ассоциируется со студентами и совсем молодыми ребятами. В Европе совсем другая ситуация. На соревнованиях среди барменов вы можете увидеть участников, которым далеко за 60 лет, и они продолжают участвовать в конкурсах и показывать посетителям клубов свое мастерство. Эти люди – настоящие профессионалы.
В России барный бизнес развился по-своему. В переломный для нашей страны момент многие стали богатыми людьми и принялись открывать бары, рестораны, клубы. Но мало кто из владельцев хоть как-то соприкасался с миром HoReCa. Люди, открывавшие бары и клубы, никогда не работали в этой индустрии, отсюда и начались ошибки, которые сейчас мы так часто наблюдаем. Например, на западе и в Америке в барах посетители сидят за контактной стойкой (баром), а в нашей стране принято сидеть за столиками. Между барменом и посетителем должна быть коммуникация!
Какими качествами должен обладать бармен? Во-первых, он должен быть общительным. Ему необходимо уметь вести беседу в любом направлении, будь это футбол или последние течения в музыке. Также бармен должен знать о тех мероприятиях, которые проходят в заведении, чтобы рекомендовать их гостю. Обязательно разговаривать с посетителями, чтобы понять, что они хотят, и помочь определиться с выбором.
Бармен – это тот человек, которому будут всегда «плакаться в жилетку», и у него должны быть «горячие уши». Если вы нетерпимы к людям, то это не ваша работа. Отсюда второе качество: необходимо любить людей! Наверное, оно самое главное. Не нужно забывать также о социальной ответственности. Если бармен хочет, чтоб к нему возвращались посетители и не говорили, что он «крохобор» и «накачивает» посетителей, потому что хочет все «высосать» до последней копейки, то ему необходимо проявлять уважение к своим клиентам и уметь правильно работать с людьми.
Третье качество – аккуратность. На стойке все должно быть под рукой, ничего лишнего не должно присутствовать. Всегда приятно сидеть и общаться с барменом, у которого опрятный внешний вид и чистая барная стойка.
Следующее качество – внимательность. Особенно это относится к барменам, которые работают в ночных клубах (режим mixspeed). В клубах много людей, и поэтому надо переключатся на разных посетителей. У такого бармена огромное количество заказов. При этом он должен заметить, что на другом конце стойки гасят окурок, и моментально поменять пепельницу. Таких барменов единицы, но они есть в Москве! Все успевают: тому клиенту сделать латте, другому приготовить «Пино коладу» и «Мохито», а этому налить свежее пенистое пиво.
HM: Расскажите, пожалуйста, о тонкостях работы с пивом, которые должны знать бармены.
С.К.: Пиво надо уметь правильно налить и правильно подать. Наша ассоциация неоднократно проводила конкурсы такой тематики. Бармен не только должен уметь красиво налить пиво, но и красиво его презентовать! Бокал с пивом обязательно надо поставить на подставку. Это смотрится эффектно, а также представляет саму марку. Плохим тоном считается, если пиво одной марки подают в бокале другой марки. Совет барменам: если нет подставки, используйте салфетку.
Пиво наливается в центр кружки или бокала. После образования пены при первом наливании пиво доливается таким образом, чтобы его уровень достигал примерно трех четвертей высоты бокала. Очень важна пенная шапка! Соприкосновение кислорода с пивом – это не совсем хорошо, так как улетучивается аромат хмеля. Шапка не дает воздуху соприкоснуться с напитком, да и бокал с шапкой смотрится более оригинально.
Во многих отечественных барах газовые баллоны не настроены. Очень часто встречаешь нашу русскую «фишку»: много-много пены и немного пива. А это значит недолив. В пабы обычно приходит публика, которая побывала в Европе, и все прекрасно знают, что пиво всегда доливают.
Желательно, чтобы у каждого бармена в баре находилась раковина, заполненная чистой холодной водой. Вы ополаскиваете бокал, стряхиваете лишнюю воду и наливаете пиво. От этого сам напиток освежается!
А вот почему не надо полировать пивные бокалы, в отличие от другой посуды: если мы посмотрим на полированное стекло под микроскопом, то увидим, что оно гладкое, неполированное же имеет неровную поверхность; в посуде с гладкими стенками газация уменьшается, а в неполированной по неровностям хаотично двигаются пузырьки – пиво от этого становится ароматнее и свежее.
И еще один секрет. Чтоб бокалы были всегда чистыми, их надо правильно помыть. Сначала в моющем средстве, потом в ванне с горячей водой, а потом облить холодной водой. К сожалению, не все бары имеют специальное оборудование.
А все тонкости работы с пивом определенной марки можно изучить в пивной школе – у каждого бренда она существует.
HM: Есть какие-то особые требования в виду бокалов?
С.К.: Пивные бокалы бывают разной формы. Существует два вида: оригинальная посуда (с логотипом) и нейтральная посуда. Это кружки, пилснеры, хайболы, гоблеты и бокалы, разные по радиусу и высоте. Существует много пивных компаний, которые последнее время изобретают свою фирменную посуду под этот напиток.
HM: Что нужно знать о правилах хранения пива?
С.К.: Свежее пиво хранится 3 дня. Температура хранения светлого пива – +4-6 градусов, темного – +8 градусов. Пиво никогда не замораживают! Также оно не должно подвергаться воздействию солнечных лучей.
Непастеризованное пиво – это живой продукт, поскольку содержит дрожжи. Если заведение не круглосуточное, то обязательно надо сливать около двух литров пива каждый день. Это относится и к клубам, где часто застаивается та или иная марка пива (слив обязателен!). Застоявшееся пиво на вкус кислое. Один раз в две недели необходимо прочищать специальным раствором пивные шланги, которые проходят от бочки до крана.
Формула налива пива такова: температуру в помещении надо поделить на десять и получить давление в атмосферах, которое должно быть в баллоне с пивом. Например, если температура в баре 25 градусов, то манометр устанавливается на 2,5 атмосферы. И следить за этим должен бармен!
Владельцам заведений тоже желательно знать все тонкости: откуда везут, как перевозится, как хранится.
HM: Как в нашей стране относятся к пиву?
С.К.: В России больше пьют светлое пиво. Оно легче. Но темное нефильтрованное пиво ароматнее. Родина темного пива – Англия. Его пили портовые рабочие, бедные слои населения. Англичане называют его heavy, то есть тяжелое. Чехи тоже больше предпочитают светлое пиво. Совсем недавно я побывал в Карловых варах и лично проверил байку о том, что на пене хорошего пива держится 5 крон. Пена на таком пиве кремообразная, очень плотная. Еще мне запомнилось то, что в Чехии от пива не болит голова!
Также в России есть немало любителей нефильтрованного, «живого» пива. Это пиво содержит живые дрожжи, которые сохраняются благодаря отсутствию стадии тонкой фильтрации. Нефильтрованное пиво непрозрачно и имеет необычайно яркий вкус, гармоничный аромат и цвет янтаря.
В России славятся питерские пабы, и с этим не поспоришь. В них какая-то особенная атмосфера.
В Москве появляются целые сети пивных ресторанов. В таких заведениях всегда смотрят футбол и пьют пиво. Такая сложилась традиция. Все футбольные спонсоры – в основном пивные бренды, поэтому и возникает такая ассоциация. А потом, действительно приятно посидеть в пабе с друзьями, поболеть за любимую команду и выпить свежего пива.
HM: Когда и с чем правильно употреблять пиво?
С.К.: Пиво – это аперитив! Его правильнее всего употреблять перед едой, оно возбуждает аппетит. Желательно светлое. Темное пиво более калорийное, его, как правило, пьют после еды. Но есть, правда, дижестивные марки с добавками (вишневыми, малиновыми). Его даже подают в посуде в форме коньячных бокалов, для раскрытия аромата. Такое пиво редко бывает в российских пабах.
Что касается закусок – это дело вкуса. Обычно предлагают фирменные сухарики, которые выпекают в самом заведении, курицу гриль, крылышки барбекю, орешки. Также может быть жареная или вареная рыба как основное блюдо. В Германии пиво употребляют исключительно с горячими сосисками и сардельками под разные гарниры. А однажды в австралийском баре мне предложили к пиву кусочки копченого кенгуру, было необычно пробовать такое – и это очень вкусно.
HM: Популярны ли коктейли на основе пива?
С.К.: Пивные коктейли не сильно популярны в России, но многое зависит от бармена, от его общительности. Хочешь продавать коктейли с пивом – предлагай их посетителям. Возможно, многие гости просто не знают о существовании таких коктейлей. Кто будет заниматься информированием? Конечно же, здесь немаловажная роль отведена бармену.
Этим летом в Геленджике самым популярным пивным коктейлем был «Мохито бир».Все, кто его пробовал, были в восторге!
Некоторое время я проработал в Португалии. Там пиво почти всегда разбавляют тоником или спрайтом. Таким образом, напиток становится тонизирующим и жаждоутоляющим. Хотя пиво вообще считается жаждоутоляющим напитком.
Сейчас в барах появилась «фишка» под названием «резаное пиво». Коктейль делается из светлого пива разных марок, получается слоистым. Не в каждом баре могут такое делать. Многие бармены знают, но немногие умеют. Чтобы сделать «резаное пиво», надо, прежде всего, знать плотность пива.
Читать далее в рубрике «Барное дело»
01.09.2009
Конец лета запомнился столичным барменам приездом в Москву великого Сальваторе Калабрезе, президента Союза барменов Соединенного Королевства, миксолога и психолога в одном лице, гостеприимного хозяина своего прославленного лондонского бара Fifty. Он приехал на открытие Martini Barmen School, которая была организована мировым брендом Martini. Важным для профессионалов было и знакомство с Джузеппе Муссо – человеком, отвечающим за производство великого напитка, который вдохновенно рассказал об истории напитка, особенностях технологического процесса, духе и философии бренда.
4.5 тыс
01.08.2009
«Мохито» – один из самых «заслуженных» и популярнейших коктейлей. Имея многолетнюю историю, он не теряет своей актуальности, так как легко адаптируется к требованиям моды. Вкус этого напитка можно обогатить и разнообразить, но он все равно останется узнаваемым. Когда в мировой столице коктейлей Лондоне возникла мода на использование в напитках свежих фруктов, «Мохито» вновь оказался на высоте. Созданный в культовом лондонском клубе Bar 50’s яблочный Mojito мгновенно стал хитом и в Великобритании, и на континенте. Его вариации с клубникой, ежевикой, гранатом и виноградом также заняли почетные места в меню, особенно в летнем.
7 тыс
01.07.2009
Александр Кан был первым в России барменом, чей безалкогольный напиток разошелся по барам страны и стал считаться классическим. «Пеликан б/а», состоящий из ананаса, клубники, персика и лимона, очень полюбился девушкам, стремящимся похудеть, и поклонникам здорового образа жизни.
4 тыс