Именно так считает министр потребительского рынка и услуг региона Владимир Посаженников.
29 октября 2014
Ресторан новатора
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Гастрономическая мастерская с доступными ценами была давней мечтой президента Национальной гильдии шеф-поваров России и начальника отдела корпоративного и общественного питания «Газпром Торгсервис» Александра Филина. В интервью HM он рассказал, какие идеи воплотил в «Груше», как будто нарочно открытой именно на улице Новаторов.
Шеф-повар «Груши» Сергей Лобачев – ваш внук. Как получилось, что он пошел по вашим следам?
Я 50 лет отдал работе – понятно, что внуки с детства были погружены в мир гастрономии. Старший сам определился с профессией (стал финансистом и хорошо зарабатывает), а младшим я помог с выбором. Когда Сергей закончил 9-й класс, я посчитал, что ему нужно пойти в колледж и стать поваром, хотя не скажу, что он шел с большой охотой.
Мне хотелось «окунуть» его в хорошую гастрономию. Во время учебы он стажировался у Эрика ле Прово в «Белом квадрате», затем работал в ресторане русской кухни «Красная площадь», где я был шеф-поваром. Я не принуждал его, но брал за руку и направлял туда, куда нужно. Так, я попросил Давида Эммерле взять Сережу в «Баккара», и он прошел там очень серьезную школу. Русскому работать с французами сложно, но именно так познается профессия. Он учился в Италии, Испании и во Франции – не за партой, а на кухне. Денег не платили, вместо них – опыт: Сергей все попробовал делать своими руками. Теперь я взял помещение в аренду, чтобы он мог заниматься делом. Не знаю, что будет дальше, но вижу: работать ему нравится.
Когда выбирала институт внучка (она хотела заниматься филологией), я сказал: «Варя, с такой специальностью ты никогда не сумеешь после института зарабатывать деньги. В ресторанном бизнесе я тебя направлю, подскажу, где учиться – пусть будет тяжело, но шаги будут правильными».
Я хотел сделать городской ресторан с мизерными ценами и отточенной кухней высокого уровня. То, что в том же «Баккара» стоит тысячу рублей, мы отдаем за 150
У кого возникла идея ресторана как ателье?
Конечно, у меня. Я получил патент на бренд «Гастрономическое ателье», надеясь, что в перспективе смогу хорошо его продавать.
Я хотел сделать городской ресторан с мизерными ценами и отточенной кухней высокого уровня. То, что в том же «Баккара» стоит тысячу рублей, мы отдаем за 150. Конечно, у нас и не такие сумасшедшие издержки на аренду, и продукты пытаемся найти дешевле, чтобы себестоимость уменьшить, но то, что подаем гостям, соответствует европейским стандартам.
Я хотел сделать городской ресторан с мизерными ценами и отточенной кухней высокого уровня. То, что в том же «Баккара» стоит тысячу рублей, мы отдаем за 150. Конечно, у нас и не такие сумасшедшие издержки на аренду, и продукты пытаемся найти дешевле, чтобы себестоимость уменьшить, но то, что подаем гостям, соответствует европейским стандартам.
Идея в том, что человек приходит в ресторан, а блюдо «подгоняется» под его запросы. Шеф-повар обязательно выходит к гостю, чтобы обсудить пожелания к блюду. Можно менять ингредиенты или способ приготовления, в результате все калькулируется – и озвучивается цена.
Еще одна идея, которую воплощает «Груша», – гендерная гастрономия. Сейчас никто этим не занимается, пройдут десятки лет, прежде чем в мире начнут разделять гастрономию по половому признаку. Я пригласил врача, плачу ему деньги – мы много не теряем на этом, но позволяем гостю побаловать себя интересным выбором. Диетолог по составу продуктов определяет, какие блюда полезны для мужчин, а какие необходимы для женщин – в меню эти блюда отмечены значками. Я не хотел никого удивлять, но думаю, что, как и правильное питание, гендерная гастрономия будет интересна людям.
Для гостей все это в новинку?
Этот дом принадлежит Министерству иностранных дел, и среди наших постоянных гостей много иностранцев, которые рядом живут и работают. Эта публика много пробовала и привыкла к определенному уровню.
Мы предлагаем то, что встретишь не в каждом ресторане. Чтобы не остывали блюда, подаем их на горячих тарелках, поддерживающих температуру – их я нашел на выставке в Люксембурге. На разогретом до 400 градусов «жар-камне» гости могут сами жарить мясо или креветки, без капли жира. Получается очень вкусно.
Стараемся гостей знакомить с хорошей гастрономией. При входе в ресторан можно увидеть кулинарные книги, они хорошо продаются. В двух книгах Назарова «Груше» посвящено несколько глав, а Олег не шутковал, когда называл «Самые вкусные блюда страны».
Сначала «Груша» работала в центре города. Теперь – на новом месте. Удаленность ресторана сказывается?
Удаленность мешает, конечно. Днем мы спасаемся за счет офисов, ввели бизнес-ланчи «Русские обеды», проходит 60 человек за день. Конечно, обеды копеечные (350 рублей), а сотрудников выматывают, другое дело – банкеты. Вечером же хватает тех людей, которые знакомы с гастрономическим ателье и с удовольствием приезжают, у нас много друзей. Великий шеф Давид Эммерле неделю назад сидел здесь за столом. Пусть кафе не приносит пока хорошие деньги, но то, что дали учителя, не может пропасть зря.
Как гильдия шеф-поваров, которую вы возглавляете, помогает участникам повышать свой уровень?
Работая в Америке, я состоял в профессиональной ассоциации, на встречах которой шеф-повара общались и делились опытом. Вернувшись 10 лет назад в Россию, растерялся: не представлял, что где купить, на каком рынке искать, что сейчас едят, что модно. Я предложил ребятам: «Давайте создадим клуб, поварам нужно общаться». Так и родилась гильдия, сначала было 10 участников, потом 15. Сейчас нас 1700 человек. Правильно она называется так: высшая школа кулинарного мастерства. Это не пафос, гильдия действительно позволяет изучать кухню, причем не за партой. Ребята мигрируют постоянно, работают в лучших ресторанах. Невозможно шефу существовать отдельно, не может он вариться один во всем!
Нужно постоянно узнавать новое. В отделе корпоративного питания «Газпрома» оформлена подписка на профильные издания, и я у каждого технолога спрашиваю: «Читал?».
Какие гастрономические тренды замечаете сейчас? Какую моду ухватили повара?
Российский народ всегда любил мясо. Какое-то время назад Антон Лялин и Михаил Зельман «поймали» это и создали успешные «Гудман» и «Торро Гриль». Сейчас в тренде сезонность продуктов. Работа в Италии, Франции и Испании дала Сергею главное – его приучили пользоваться своим региональным продуктом. Давид Эммерле никогда не пойдет на то, чтобы взять прошлогодний помидор и положить его на стол. В российских же ресторанах порой в июле месяце можно встретить лося, кабана, фазана, после сезона охоты год пролежавших в морозилке! Наша гастрономическая культура пока не на высоком уровне, но лет через пять будет уже невозможно предложить гостю дичь летом. Когда-то и оливки с маслинами мало кто знал. Как-то раз в ресторане «Восток», где я работал, на складе не оказалось оливок. Послали за ними посудомойщицу. Целый день нет, наконец, приходит с двумя огромными сумками. Смотрю, притащила… олифу! Правда, сейчас нас ждут не курьезы, а трудности, вызванные ограничением на ввоз продуктов, но, надеюсь, выкрутимся. К сожалению, фермерских хозяйств мало, не с кем работать. Посмотрим, как будет развиваться гастрономия, конечно, будет тяжеловато. Но в приоритете должно быть не только зарабатывание денег, но и желание кормить людей правильно.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
28.10.2014
HM
Новый ресторан Borgato, открывшийся в начале октября на Мясницкой улице, прославляет семейные ценности и классическую итальянскую гастрономию.
27.10.2014
В последнее время многие «взрослые» рестораны более дружелюбно настроены к детям, предлагая им не только игровую комнату и раскраску с фломастерами, но и отдельное детское меню. Какие сложности подстерегают рестораторов, решивших следовать «семейному» тренду? Несколько экспертов рассказали НМ о целесообразности введения детского меню в общепите, особом подходе к маленьким клиентам и запрещенных детям продуктах.
25.10.2014
Ресторанная индустрия США размером в один миллион заведений и годовым оборотом свыше 600 млрд долларов успешно «поглощает» 49 центов из каждого доллара, потраченного американцами на еду. Непосредственно в ресторанном бизнесе здесь занято более 12,8 миллиона человек, что позволяет ему долгие годы оставаться вторым по величине частным работодателем. Но при этом, казалось бы, необъятном спросе только один из четырех независимых (несетевых) ресторанов преодолевает двухлетний рубеж своего существования.