По итогам 9 месяцев 2014 г. максимальное снижение стоимости размещения продемонстрировали гостиницы верхнего ценового сегмента: Upscale – минус 17 % относительно аналогичного периода 2013 г., Upper Upscale – минус 14 %
Предложение
В настоящее время качественный номерной фонд Москвы составляет почти 15 тыс. единиц – 32 % от общего гостиничного предложения Москвы (без учета хостелов и мини-отелей, а также гостиниц при аэропортах и загородных отелей).
В четвертом квартале открываются отели Four Seasons Hotel Moscow (180 номеров, Luxury) и DoubleTree by Hilton-Marina (Ленинградское шоссе 39/1—270 номеров, Upscale).
Открытие еще двух гостиниц сегмента Upper Upscale: Marriott Novy Arbat (Новый Арбат, 32) на 234 номера и Boutique Hotel Pushkin (Тверская 16/2) на 110 номеров – ожидавшееся в конце 2014 года, вероятнее всего произойдет только в следующем году.
Расширяется и предложение аэропортов: в третьем квартале открылся отель Radisson Blu Sheremetyevo Airport (379 номеров), на 2015 год перенесено открытие DoubleTree by Hilton Moscow Vnukovo Airport (432 номера).
Результаты операционной деятельности
Восстановившиеся во втором квартале цены на размещение в качественных гостиницах Москвы (в июне наблюдался заметный рост ADR – 13 % в рублях и 6 % в долларах по отношению к ADR июня 2013 г.), стали снижаться вновь, начиная с июля – одного из самых низких месяцев с точки зрения загрузки. На фоне снижения спроса на размещение снижение цены в июле 2014г. составило 10 % относительно июля 2013 года, в августе – 18%.
К концу сентября, несмотря на традиционно высокую бизнес-активность в этом месяце, снижение цены составило 20 % к ADR 2013 года (в долларовом выражении).
По итогам трех кварталов 2014 года снижение цены составило – 12 % (в долларах) относительно аналогичного результата 2013 года. В рублях снижение цены не столь критично и составляет 1,5 %.
По итогам 9 месяцев 2014 г. максимальное снижение стоимости размещения продемонстрировали гостиницы верхнего ценового сегмента: Upscale – минус 17 % относительно аналогичного периода 2013 г., Upper Upscale – минус 14 %.
В этой подгруппе наименее гибкими в ценовой политике были отели класса люкс — минус 9 % в USD и плюс 1,4 % в рублях, что объясняется наибольшей долей малочувствительных к цене гостей в структуре спроса.
Стоимость ночевки в гостиницах среднего и экономичного сегмента размещения снизилась на 10 %, что в рублевом выражении соответствует росту на 1 %. Спрос на размещение в данных гостиницах стабилен.
Спрос
Средняя загрузка качественных гостиниц Москвы по итогам трех кварталов 2014 года составила 63,4 %, что ниже данного показателя за прошлый год. Снижение загрузки, регистрируемое уже со второго квартала 2014 г., было вызвано резким снижением спроса со стороны туристов в летние месяцы.
Снижение спроса наблюдается во всех сегментах рынка. Наиболее значительным оно стало для сегмента Upscale: несмотря на выраженное удешевление стоимости проживания (на 17 % в USD), спрос на размещение в гостиницах этого сегмента упал почти до 63,7 %. Сравнимым образом ухудшение экономико-политической ситуации отразилось и на загрузке люксовых отелей города — она упала до 54,3 %.
В сегменте Upper Upscale, представленном исключительно брендовыми отелями под управлением профессиональных международных операторов, снижение стоимости размещения позволило удержать уровень загрузки на 70,1 %. Наиболее устойчивыми к кризисным явлениям оказались сетевые гостиницы средней ценовой категории.
Тренды
В среднем доходность на номер качественных гостиниц Москвы упала на 18 % по сравнению с данным показателем за 9 месяцев 2013 г.: от 25 % по сегменту Upscale до 15 % по сегменту Midscale-Economy (в долларовом выражении). В рамках денежной системы страны доходность также ниже прошлогодней, но только на 9 %, что объясняется заметным снижением спроса на гостиничное размещение в связи с текущей внешнеэкономической ситуацией.
По-прежнему наиболее устойчивыми к кризисным явлениям остаются международные сетевые отели среднеценовой и экономичной категории.
Показатель доходности на номер по итогам года «просядет» более чем на 20 % (в долларах). В рублевом эквиваленте также недостижима положительная динамика доходности на номер относительно итогов 2013 г.
При условии удачного проведении бизнес-сезона среднегодовое значение RevPAR в среднем по рынку качественных гостиниц Москвы составит порядка 3600–3700 руб. на номер.