Массовый стереотип потребления подобной услуги еще не сформировался: если заказать на дом пиццу, лапшу или суши – уже обычное дело, то к заказу комплектов ингредиентов и инструкций пока еще не привыкли
В этом году о себе громко заявило несколько российских компаний, доставляющих продуктовые наборы с рецептами. Причем практически каждая из них называет себя первопроходцем. Нарастающую популярность кулинарной темы и то, что готовить дома становится модно, первой заметила компания «Восток-Запад» в 2010 году. Проект «Шеф дома» родился из основного бизнеса – доставки продуктов питания в рестораны. Главной его идеей было предложить потребителям продукты, которые они привыкли видеть в меню заведений общественного питания. Образно говоря, чтобы любой завсегдатай стейк-хаусов мог приготовить у себя на кухне любимое блюдо из того же мяса, что и повар в ресторане. Корпоративные шеф-повара разработали специальный набор блюд для холостяцкой вечеринки, романтического ужина, отдыха на свежем воздухе и т. д. Затем была добавлена услуга «Кулинарный мастер-класс от профессиональных шеф-поваров» как элемент развлечения, шоу, которым можно разнообразить, например, день рождения. На момент запуска проекта аналогов, совмещающих доставку и профессиональные советы по приготовлению блюд из заказанных продуктов, на российском рынке не существовало. Однако спустя два года проект был заморожен. «Решение было принято из-за относительно медленного развития. На тот момент идея заказывать продукты через интернет все еще была новаторской: для того, чтобы клиент оценил удобство сервиса, необходимо было побудить его сделать первый заказ. Сейчас, на мой взгляд, компаниям, которые занимаются данным направлением, проще, уже довольно много магазинов осуществляют доставку продуктов, заказанных онлайн. Их совместные усилия по популяризации подобной услуги развивают рынок», – комментирует Оксана Глибчук, заместитель директора департамента маркетинга компании «Восток-Запад». Но в ближайших планах восстановление проекта «Шеф Дома» не стоит.
Другой поставщик, LavkaLavka, в большей степени ориентирующийся на B2C, два года назад добавил в ассортимент несколько рецептурных корзин («Набор для салата Оливье», «4 Бургера», «Набор для запекания бараньей лопатки с овощами»), однако затем приостановил их продажи. Правда, к зиме планируют возвращение услуги – говорят, что «потенциально вещь удобная». По словам аналитика LavkaLavka Екатерины Супрун, в 2012 году для покупателя это был инновационный продукт – заказать все необходимые продукты для приготовления любимого блюда одним кликом: «Возможно, дело в менталитете. Ведь только недавно часть людей перешла на покупку продуктов через интернет. За границей многие оформляют в интернет-магазинах еженедельную подписку на получение сезонных, молочных, фруктовых боксов. Есть примеры, когда магазины создают целый бренд ради продажи рецептурных корзин. Мы тоже двигаемся вперед и в ближайшее время собираемся выпустить очень необычные решения».
Компании, занимающиеся доставкой продуктов, также пробуют продавать рецептурные корзины. К примеру, в интернет-магазине «Лукино» можно приобрести готовый набор «Баранина в духовке», «Голубцы» и прочее. Появившиеся следом кулинарные проекты пошли дальше, предлагая не просто рецепты и доставку качественных продуктов, а продуманное меню на каждый день. За пару лет в Москве и Петербурге открылось несколько магазинов с подобной концепцией: «Шефмаркет», «Дома вкуснее», «Катерина», «Радость приготовления», «Кук вояж», Cook At Home, «Едоки» и др. Большинство работает по принципу подписки: клиент раз в неделю получает пакет с продуктами для приготовления блюд, которые выбрал шеф-повар. Отличительная черта «Шефмаркета» – возможность спонтанной покупки с доставкой в течение 3–4 часов.
Оценить, насколько соблюдаются графики доставок, действительно ли привозят весь заказанный набор продуктов, нет ли перебоев с наличием, можно лишь будучи постоянным клиентом того или иного сервиса. Телеведущая и кулинар Елена Усанова протестировала некоторые из них и поделилась мнением на своей странице в «Фейсбуке»: «На мой взгляд, компания, отвечающая всем лично моим высоким стандартам, – «Шефмаркет», без сомнений могу ее рекомендовать. Остальные сервисы требуют доработок (без подробностей); про «Дома Вкуснее» не хочу больше вспоминать (по всем позициям провал)».
Казалось бы, ресторанные компании обладают всем необходимым для внедрения нового сервиса, однако не спешат развивать это направление. «Во-первых, услуга не только гастрономическая, но и образовательная – а это отдельный вид бизнеса со своей спецификой и нюансами. Развитием подобных услуг надо либо заниматься с полной самоотдачей, либо не заниматься вообще. Большинство пока что предпочитает второе, – размышляет основатель консалтинговой компании CafeProfit Андрей Кондрашин. – Во-вторых, массовый стереотип потребления подобных услуг еще не сформировался: если заказать на дом пиццу, лапшу или суши – уже обычное дело, то к заказу комплектов ингредиентов и инструкций пока еще не привыкли. На данном этапе развития нового рынка любой компании, предоставляющей подобную услугу, предстоит вкладывать немало усилий и средств в ее популяризацию. Первопроходцам достается самая сложная и рискованная работа, но в случае успеха они же и снимут с рынка сливки».
Оксана Глибчук,
замдиректора по маркетингу компании «Восток-Запад»
«Тонким местом» является организация бесперебойной фасовки специй и соусов, обработка и упаковка продуктов – все эти операции требуют ресурсов. Помимо этого, есть момент строгого соблюдения санитарных норм и требований и соответствующих разрешений надзирающих ведомств. Также амбициозной задачей является поддержание постоянного наличия всего указанного на сайте товара в условиях довольно непредсказуемого спроса.
Андрей Кондрашин,
ресторанный консультант
Подобные сервисы гармонично вписываются в устойчивый тренд роста популярности обучения кулинарному искусству. Особенно они актуальны в крупных городах, поскольку такие услуги более характерны для развитых рынков.
Я вижу хорошие перспективы развития данного формата, особенно в демократичном ценовом сегменте.
Продолжение следует: основатели популярных компаний – Сергей Ашин («Шефмаркет»), Катерина Кронстедт («Катерина») и Андрей Кощеев («Дома вкуснее») – рассказали HM о специфике своего бизнеса.