Бывший петербургский франчайзи пиццерий Papa John’s заключил новый договор с международной сетью Telepizza.
1 декабря 2014
Свободная ниша
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Кулинарные интернет-сервисы обещают клиентам, что достаточно следовать инструкции, чтобы приготовить блюдо как в ресторане. Основатели популярных компаний – Сергей Ашин («Шефмаркет»), Катерина Кронстедт («Катерина») и Андрей Кощеев («Дома вкуснее») – рассказали HM о специфике своего бизнеса.
Лояльность клиента полностью зависит от качества услуги и продукта. Традиционные каналы продвижения работают плохо, лучше всего показывают себя социальные сети
Сергей Ашин: «Ниша абсолютна свободна»
До создания интернет-сервиса «Шефмаркет» более 10 лет работал в металлургии, управлял европейскими активами компании «ТМК». Был консультантом McKinsey&Co. Получил степень MBA в London Business School.
Услуга очень молодая, на западном рынке концепция начала бурно развиваться в 2012 году. В это же время мы начали с нуля, став в России первой и самой крупной компанией в сегменте. Мы растем быстро, сохраняя темп на уровне 20–30 % в месяц. Доставляем сотни ужинов в день. У нас еще есть потенциал роста на текущей кухне, и мы знаем, как быстро и дешево масштабировать производство. Сумму инвестиций мы не раскрываем, но порядок – сумма с шестью нулями в долларах. Мы прошли точку безубыточности и работаем над повышением экономических показателей.
На данный момент ниша абсолютно свободна. На рынке уже работают или пытаются работать несколько компаний, но общий оборот пока очень мал. Потенциал рынка по продаже продуктовых сетов очень большой – мы создаем новый формат продуктового ритейла и позиционируем себя между традиционными магазинами и предприятиями общепита. Текущий объем рынка продуктового онлайн-ритейла только в Москве и Московской области оцениваем в 1 млрд. долл. Ниша может достичь 200 млн долл., отчасти за счет привлечения покупателей из офлайна. 80 % наших клиентов – женщины в возрасте 25–40 лет, активные, ценящие свое время, любящие готовить, семейные или в отношениях.
Более 70 % заказов приходят от постоянных клиентов. Возможно, есть некая миграция, но она нам только на руку – мы уверены в качестве нашего продукта.
«Шефмаркет»
Начало работы сервиса: 2012
Шеф-повар: Василий Емельяненко
Штат: 20 сотрудников
Количество заказов в месяц: более 3000
Остается очень популярной итальянская классика, но и русская кухня не отстает. Из экзотики лидирует паназиатское направление. Можно заказать блюдо от 100 рублей за порцию, есть и дорогие блюда (например, стейки из мраморной говядины). В среднем мы дешевле аналогов процентов на 10–20.
Мы работаем с множеством известных кулинаров. Конечно, работа с популярными людьми является преимуществом, но это не главное. Лояльность клиента полностью зависит от качества услуги и продукта. Традиционные каналы продвижения работают плохо, лучше всего показывают себя социальные сети.
По каждой категории продуктов свой специализированный и сертифицированный оптовый поставщик. С фермерами не работаем из-за отсутствия стандартизации продуктов и стабильности поставок. Очень хотим, но наши фермеры пока не могут сделать конкурентное предложение.
В ближайших планах – создание линейки блюд с известным западным поваром.
Катерина Кронстедт: «Кулинарные сервисы – новая реальность»
Основатель сервиса и управляющий директор сети отелей «Катерина». Начала карьеру в компаниях H&M и «Зарина», затем присоединилась к семейному бизнесу. Спустя 8 лет на базе гостиницы создала компанию по доставке продуктовых наборов с рецептами.
У меня был опыт руководства гостиницей, наработанные за 8 лет контакты с поставщиками, хороший шеф-повар и огромная база рецептов из нашего меню. Инвестиции потребовались лишь на дополнительное оснащение – холодильники, оборудование для вакуумирования и сборочную линию, связанную со складом.
Услуга популярна за рубежом, и изначально сервис создавался для экспатов. Однако на тестовый сайт на английском языке пришли и русские покупатели. Стало понятно, что спрос хороший. Начинали с пяти заказов в неделю, сейчас их более ста, а в месяц порядка 600. Наша аудитория – работающие пары и мамы-домохозяйки, которым нужно оптимизировать свое время. Сейчас 70 % покупателей – с детьми.
Для продвижения ищем партнеров, сейчас сотрудничаем с производителем бытовой техники, с фестивалем итальянской кухни, с «Гинзой». Купонные сайты пробовали, не работают – там не наш покупатель.
Наша концепция – сбалансированное, правильное питание. Шеф-повар Павел Маевский (в прошлом – повар российской миссии при ООН в Женеве, в «Катерине» работает девять лет) при выборе рецептов руководствуется временем приготовления: от 20 до 40 минут, максимум час.
Предложение обновляется каждую неделю, пока без возможности выбора. Удобство – фиксированный бюджет: наш клиент знает, что на неделю у него уходит 2400 рублей, не больше и не меньше. Доставка через два рабочих дня, так как продукты не лежат на складе и мы делаем закупки после принятия заказов. Работаем напрямую с крупными поставщиками и отслеживаем сезонность. Если картошка плохая, значит, в меню ее не будет.
Если говорить о предпочтениях, то популярностью пользуются азиатские блюда. Мы знакомим с ингредиентами, которые сложно найти, например, шафраном и бататом.
«Катерина.ру»
Начало работы: 2013 год
Шеф-повар: Павел Маевский
Штат: 7 сотрудников (без курьеров)
Количество заказов в месяц: 350–500
Все блюда подходят для детского питания. Я хочу, чтобы дети ели не только макароны с сосисками, а пробовали новое: и брокколи, и сельдерей, и рыба могут быть вкусными. Необязательно выкладывать на тарелке забавные фигурки из еды, достаточно делать просто и вкусно.
В наборе – продукты на четыре дня (на пятницу и выходные, как правило, есть планы, наши клиенты ужинают вне дома). В каждом пакете лежит лист с моим электронным адресом. Если клиента что-то не устраивает, я хочу об этом знать, чтобы разобраться в проблеме. На этом строится система контроля качества.
Мы передаем профессиональные знания нашей кухни, помогаем оптимизировать время, делимся наработками шеф-повара. Даже картофельное пюре с котлетой можно сделать небанальным блюдом, добавив новые ингредиенты и изменив подачу. Не исключаем, что в будущем будем предлагать хорошее вино как часть ужина.
В России кулинарные сервисы успешно работают, и это не тренд, который уйдет через какое-то время, а новая реальность, возникшая на стыке супермаркета и смартфона. Мы появились на рынке одними из первых, стали самым сильным игроком, многим предстоит нас догонять. В Швеции самая крупная компания доставляет 15 тыс. наборов в неделю, я хочу быть не хуже. У нас есть вторая гостиница, где кухня в два раза больше, так что возможности для роста есть.
Андрей Кощеев: «Имя шеф-повара вообще не влияет на продажи»
Основатель сервиса «Дома вкуснее». До создания компании развивал сеть салонов женского белья Palmetta в крупных городах, опыта в сфере общественного питания не было.
Год назад мы доставляли меньше 100 корзин в месяц, и о нас никто не знал. Сейчас мы доставляем 4000 корзин в месяц и двигаем этот рынок вперед. Доля «Дома Вкуснее» на сегодняшний день 75 %. На сегодняшнем оборудовании мы сможем делать до 10000 корзин в месяц. Скоро будем строить новое производство. Увеличивать охват мы можем за счет маркетинговой активности. Мы вышли на безубыточность в ноябре 2013-го. Скоро вернем инвестиции.
В России у «Дома вкуснее» появилось уже два десятка сервисов-подражателей, но ни одного из них, к сожалению, не могу всерьез назвать конкурентом, потому что в лучшем случае они просто копируют наши шаги и подстраиваются под наши цены.
У нас стратегия онлайн-продвижения. Наши основные площадки – страницы в социальных сетях.
«Дома вкуснее»
Начало работы сервиса:
Шеф-повар: Михаил Степанов
Штат: больше 60 человек (с курьерами)
Количество заказов в месяц: 4000
Я очень дорожу отношениями с клиентами. Отдел сервиса с ними в постоянном контакте. Такой тесной обратной связи, как у нас, нет ни у кого. У нас чудовищная лояльность – постоянных клиентов 80 %.
Ассортимент обновляется каждую неделю. Мы ищем золотую середину между домашней и ресторанной кухнями, чтобы люди могли готовить дома, но результат был ярким. Это очень сложная задача. С шеф-поваром работает целая команда, которая придумывает блюда, расставляет по дням недели, контролирует технологию, редактирует рецепты, снимает фото, монтирует видео и верстает.
Меня очень удивило, что имя шеф-повара вообще не влияет на продажи. Целый месяц делали меню с теле- и радиоведущим, автором книг по кулинарии Ильей Лазерсоном – и нулевой эффект. Не в именитом поваре дело. Подтверждение моих слов – низкие продажи у других сервисов с известными поварами.
Сегодня у нас есть два вида меню на пять ужинов: основное (сытные блюда) и лайт (сбалансированные по калорийности и соотношению белков-жиров-углеводов). В ближайшие недели мы сделаем меню на три дня, для тех, кто не готовит каждый день. Также скоро появится корзина без мяса и меню на шесть дней.
Если сравнивать уровень качества с популярными гипермаркетами, то, по мнению наших постоянных клиентов, наш выше. Дело в том, что на производстве 100 % контроль качества продуктов. Мы делаем закупки не в «Метро», а напрямую у лучших поставщиков, которых можем найти (список опубликован на нашем сайте). За большие объемы нас любят, а за жесткие требования – недолюбливают, например, когда мы возвращаем 30 % партии овощей, если что не соответствует нашим субъективным представлениям о качестве.
Конкуренции в сегменте доставки продуктовых корзин с рецептами нет. Я буду рад появлению в России сильных игроков. Пока их нет.
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
28.11.2014
Владельцем 89 ресторанов сети Burger King в Германии стал Александр Колобов, владелец сети кофеен «Шоколадница» и мастер-франчайзи Burger King в России.
27.11.2014
На стыке ресторана и онлайн-магазина появился новый формат продуктового ритейла, при котором заказчик получает не готовое блюдо, а заготовки с рецептами. В меню – не десятки, а сотни позиций, и клиентов уже тысячи.