«Мы сталкиваемся не просто со снижением покупательной способности, а с полным ее отсутствием»
«По нашим прогнозам, в 2015 году рынок предприятий общественного питания сузится на 20‒25 %», ‒ считает Станислав Ступников, руководитель направления торговли недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость». О более серьезных потерях говорит президент холдинга «Евразия» Алексей Фурсов: «Мы на пороге всеобщего краха. Я думаю, что эту зиму 30 % заведений в этом городе не переживут. Это факт на сегодняшний день, потому что мы сталкиваемся не просто со снижением покупательной способности, а с полным ее отсутствием», ‒ отмечает владелец сети.
Преимущественно под сокращение попадут эконом-форматы. Эксперты это объясняют тем, что цены на продукты в закупке растут, соответственно, если поднимать стоимость среднего чека, то можно выйти из формата, что автоматически приведет к снижению покупательского спроса, подчеркивают участники рынка. Если же цены не повышать, то прибыль ресторана либо уйдет в минус либо к нулевой отметке.
Однако даже в таких условиях рестораторы смотрят в будущее с оптимизмом. Планы по развитию не намерены сворачивать такие сетевые компании, как Ginza Project ‒ они планируют открыть три ресторана в 2015 году; Probka Family ‒ в планах открытие как минимум одного ресторана совместно с ГК «БестЪ»; сеть натуральных продуктов «Гирлянда» ‒ помимо открытия двух магазинов в этом месяце и еще четырех до марта 2015 года, намечено открытие стейк-хауса с локальным мясом.
Второй и довольно значительный лагерь – те, кто решил, что выжидание – лучшая стратегия в текущих условиях. Так, по словам соучредителя холдинга Makers lab (ранее Food Retail Group – сети «Две палочки» и «Марчелли's», ресторан «Длинный Хвост» и др.) Михаила Тевелева, «это как в мире дикой природы: можно просто подождать, когда слабые особи из-за нехватки корма самоустранятся, и занять освободившуюся привлекательную территорию, то есть отремонтированные помещения, готовые для ресторанного проекта, что требует в два раза меньше вложений».
Схожей позиции придерживается холдинг Amrest (cеть ресторанов Pizza Hut и KFC). Если на начало года в планах у компании было открытие нескольких точек, то сейчас компания решила взять паузу до весны. «В начале 2014 года мы рассчитывали открыть порядка 40 ресторанов, но сейчас эта цифра будет корректироваться, просто потому что это сейчас невозможно, ‒ говорит Владислав Иванов, акционер холдинга Amrest, ‒ мы взяли паузу. Мы для себя решили, что будем ждать до марта, и не будем предпринимать резких шагов». Основная сложность, по его словам, состоит в том, что 40 % от стоимости ресторана – оборудование, а цены на него выросли почти на 50 %.