Наступивший легкий «дискомфорт» в работе торговых сетей может стать началом долгого, затяжного продуктового кризиса, новый виток и последствия которого можно будет ощутить уже перед новогодними праздниками
Недавнее решение Российского Правительства сделать «вброс» дешевой продукции из стратегических резервов страны, чтобы удержать цены на крупы, аналогично свидетельствует о грядущих переменах и подтверждает, что товарозамещения в желаемые и прогнозные сроки не происходит. Появившиеся на рынке РФ новые продукты из других стран не покрывают потребностей, отсюда возникает дефицит определенных видов продуктов, который, к счастью, на сегодняшний момент не приобрел «панического спроса». Не дотягивают до необходимого уровня спроса и объемы поставок от новых поставщиков. Очевидно даже неспециалисту, что ситуация может перерасти в затяжной продуктовый кризис по определенным видам продуктов на территории всей страны.
При этом ситуация с вводом новых продуктов неоднозначна. С одной стороны, иностранные и российские производители заявляют о готовности восполнить освободившиеся продуктовые ниши, с другой – рядовые покупатели видят пустые прилавки, не всегда качественный товар и растущие цены не только на импортную продукцию, но и на отечественную. Кто откажется от дополнительной прибыли, если импортные товары растут в цене? Российские аналоги также не хотят оставаться в существующей ценовой категории. У продавцов появляется желание их искусственно «подтянуть» к цене импорта и получить дополнительную прибыль на текущей конъюнктуре рынка. Что и происходит.
Имеются у роста цен и другие причины. Поставщики готовы произвести товарное импортозамещение, но нестабильный курс валют создает дополнительные риски. Доставка продукции на рынок РФ по всей логистической цепочке занимает от нескольких дней до нескольких недель. Проплаченная по контракту продукция в валютном эквиваленте (евро или доллар), к моменту доставки на прилавок может оказаться существенно дороже. Курс меняется ежедневно, поэтому импортеры несут маржинальные потери.
Безусловно, в этой ситуации они будут пытаться переложить риски на потребителей, которые и заплатят поставщику желаемую цену. Ведь в ситуации, когда на складах залеживаются новые продукты питания, первыми несут финансовые потери именно продавцы. При этом они не смогут постоянно поднимать цены для компенсации потерь на залежалых продуктах – увеличение цен вызывает недовольство рядовых граждан и дестабилизирует политическую обстановку. Поэтому вводимые ценовые ограничения на товары первой необходимости в какой-то момент могут стать нормой для государства. И пострадавшими (крайними) в такой ситуации станут снова торговые компании.
Завозить товар? Рисковать на постоянно колеблющемся курсе валют? Как продавать, по какой цене? Или не продавать товар? Будет прибыль или убыток? Эти и многие другие вопросы сейчас стоят перед импортерами, и, безусловно, их риски велики, при том, что Правительство РФ априори не хочет допустить рост цен, особенно в преддверии 2015 года.
Что же мешает российским торговым сетям обеспечить рынок новой и дешевой продукцией? Изначально практически все торговые сети определили для себя необходимый «технологический порог». Для поставки продукции в торговые сети, а также на их распределительные центы, все поставщики должны реализовать требования сетей: установить соответствующий стикер (ярлык) на тарном месте – производственной или заводской упаковке (коробе), причем у каждой сети могут быть свои требования к стикеру и обязательному штрих-коду на упаковке.
Многие российские производители технически не смогут реализовать такую задачу, так как не все достойно оснащены необходимым для этого оборудованием. Следовательно, не всем российским компаниям доступен открывшийся канал продаж, поэтому они ищут другие возможности выйти на потребителя: через фермерские рынки, ярмарки выходного дня и т. д.
Вся сбытовая цепь не желает нести финансовые риски за резкую смену пула поставщиков, пытается путем еженедельных тендеров между поставщиками регулировать ценовые предложения, продуктовую матрицу, но в текущей ситуации делать это становится все сложней. Сетям приходится выбирать, какого поставщика поддержать и сохранить в пуле с учетом его потенциала, наличия нужных объемов продукции (для бесперебойных поставок в период 3-6 месяцев). Но уже сейчас поставщики не могут поддерживать контрактные цены по ранее заключенным договорам и предлагают поставки продукции по новым «ценам сегодняшнего дня», а сети, по понятным причинам, так быстро не готовы согласовать их.
Торговые сети могут остаться с потерями в данной ситуации даже в случае, если производители решат вопросы с новыми объемами поставок. Нет никаких гарантий, что новые продукты начнут пользоваться спросом. Избалованные за последние десятилетия потребители привыкли к определенным продуктам, имеют сформированные вкусовые предпочтения, лояльны к определенным брендам и просто не готовы к резкой смене.
В настоящий момент Министерство сельского хозяйства заявляет, что примет меры для пополнения прилавков продуктами питания, но профессионалам рынка пока непонятна процедура и механизм, как это можно сделать.