В новогодней программе заведений Индустрии гостеприимства большое внимание уделяется развлекательной составляющей. Стремясь поразить пресыщенную однотипными номерами публику, организаторы не ограничиваются привлечением артистов и представителей шоу-бизнеса. Все чаще главными звездами торжественных мероприятий и вечеринок становятся бармены-флейрингисты. Во время выступления профессионалы демонстрируют трюки с бутылками, бокалами и шейкерами, устраивают огненные шоу, показывают фокусы. О флейринг-движении и новогодних шоу мы поговорили с Сергеем Грибковым, основателем этого направления в России, дважды рекордсменом Книги рекордов Гиннеса и создателем bar-show.
1 декабря 2009
Вкус победы, или как стать кофейным гуру
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Еще недавно главный технолог и руководитель производства компании «Монтана кофе» Валентина Казачкова и не предполагала, что вскоре о ней заговорят в профессиональных СМИ и интернет-блогах. Обойдя соперников более чем из 30 стран, Валентина стала Чемпионом мира 2009 года по cup-tasting в Кельне. Впервые за шестилетнюю историю проведения международного чемпионата победа досталась российскому участнику.
Валентина Казачкова родилась и выросла в Тамбове. Долгое время жила во Владимире. В Москву переехала в 2003 году в поисках лучшей работы. В то время кофе в жизни будущего чемпиона играл небольшую роль – такую же, как у обычного потребителя. Но когда, по воле случая или судьбы, Валентина устроилась в кофейную компанию, у нее появился профессиональный интерес к продукту, который постепенно перерос в сильную увлеченность напитком, а жизнь при этом наполнилась новым звучанием и идеями. Путь к успеху был отнюдь не чередой удач, к победе Валентину привели ее личностные качества – решительность, готовность к переменам и, конечно, целеустремленность. «В жизни многое давалось с трудом. Было много препятствий, преодолеть которые можно было только благодаря целенаправленности». Жизненное кредо Казачковой по-настоящему чемпионское – «Не сдаваться!».
HM: Валентина, вы долгое время работали в пищевом производстве, не связанном с кофе. Что же вас привело к этому продукту?
В.К.: Признаться, пищевое производство меняособо ничем не влекло. Помню, как в школе делилась с завучем мыслями по поводу того, пойти ли учиться на бухгалтера или на технолога, и его фразу: «Технологический – это, конечно, лучше». Так что в своем техникуме я оказалась случайно.Получивобразование технолога пивоваренного производства, я 25 лет работала по специальности, не планируя стать «кофейным гуру». Поворотным моментом стал переезд в 2003 году в Москву. Я устроилась инженером-технологом на Вороновский завод по производству солода, тратила ежедневно по 4,5 часа на дорогу туда и обратно, готовила солод, не задумывась о смене работы. До тех пор, пока на глаза не попалось объявление о вакансии в компанию «Монтана кофе». Пробежала глазами: «Кофе... Лидер продаж...
Я очень волновалась, но внешне сохраняла спокойствие, отмечая, что остальных участников выдержка как раз подводит: ложки дрожали, кофе проливался...
Требуется главный технолог... Привлекательная...». На последнем прочитанном слове интерес пропал: требуются не профессиональные качества, а ноги от ушей. Спустя время я увидела объявление вновь и все же дочитала его до конца. Оказалось, речь шла о зарплате! В итоге, я прошла несколько собеседований и на последнем очень повеселила президента компании этой историей. Теперь я жалею лишь о том, что так поздно пришла в кофейную компанию, настолько эта работа меня увлекла.
HM: Испытывали ли вы какие-нибудь сложности, связанные с переходом в новую сферу?
В.К.: Производство напитков имеет общую специфику, но был момент, когда я усомнилась в своих силах. Более 20 стран-поставщиков кофе, множество сортов, вариантов обжарки... Столько нового предстояло узнать, в таких тонкостях и нюансах разобраться! Но энтузиазма мне не занимать! Кстати, в кофейном деле остаются только увлеченные люди. Вскоре я смогла проверить свои силы в российском чемпионате по cup-tasting, где заняла 7-е место. А уже через год, став победителем, представила Россию на международном соревновании в Германии.
HM: Как удалось опередить участников из 32 стран?
В.К.: В прошлом годуот нашей компании на чемпионат мира по кап-тестингу ездило несколько человек в качестве болельщиков. После их восторженных рассказов о небывалом профессионализме участников, о той скорости и легкости, с какой они справляются с заданиями, пожеланий победы я даже слышать не хотела. Вновь зародилось сомнение: возникло ощущение, что таких сильных соперников не одолеть. Решила, что не буду думать о выходе в финал, просто поеду и сделаю то, что смогу. Хотела попасть в 10-ку сильнейших.
И вот настал этот день: перед каждым участником стоят 24 чашки с кофе – 8 групп по 3 в каждой. В двух чашках налит кофе одного сорта, в третьей – другого. Чтобы победить в «соревнованиях кофейных ртов и носов», за 8 минут необходимо отставить «лишние» чашки. Я очень волновалась, но внешне сохраняла спокойствие, отмечая, что остальных участников выдержка как раз подводит: ложки дрожали, кофе проливался... Во мне всегда был силен дух соревнований, но, заняв 3-е место в четверть-финале и 4-е место в полуфинале, я, опять же, не думала о победе.
HM: Что вы почувствовали, когда назвали ваше имя?
В.К.: Это непередаваемое ощущение, никогда в жизни не испытывала ничего подобного! Желаю каждому хоть раз пережить победу, от которой так захватывает дух.
HM: Изменилось ли что-то после победы?
В.К.: Меня поразило то, с какой теплотой меня встретили. Коллеги читали стихи, пели песни! Это было очень приятно. В остальном же изменений нет: я продолжаю заниматься своим делом, возглавляю дегустационную комиссию и каждый день с 13:00 до 14:00 «тренирую рецепторы».
HM: Вне работы профессионал, работающий с кофе, скорее всего, тоже предан этому напитку?
В.К.: В повседневной жизни я предпочитаю чай. Не удивляйтесь! Кофе – это мое увлечение и работа. Больше всего мне нравится создавать смеси: подбирать в процентном соотношении составляющие, степень обжарки и улавливать в итоге, например, ожидаемый привкус молодого вина. Этот процесс меня захватывает. Интересны и дегустации новых сортов кофе. Когда эксперты делятся своим восприятием, можно услышать не только о привкусе горького шоколода или запахе арахиса, но и ... вкусе корочки яичницы или свежего жареного мяса!
Благодаря профессиональному «пристрастию», далеко не каждая чашка кофе приносит удовольствие. Иногда в кафе так и хочется вслух спросить: «Что это за химия?». Причина искажения вкуса может крыться не только в качестве продукта или неправильном приготовлении. Бывает, что кафе делают закупки впрок, а при долгом хранении жареный кофе теряет свои первоначальные свойства. Средний срок реализации кофе составляет 3 месяца. Если же он лежит дольше, то масла на поверхности кофейных зерен горкнут, и можно уловить специфический неприятный привкус.
HM: Насколько глубоко вы погружаетесь в специфику отрасли? Изучаете ли вы процессы, которые напрямую с вашей деятельностью не связаны?
В.К.: Хотя наше производство заключается в жарке кофе, очень важно знать весь процесс – от сбора урожая и его обработки до получения столь привычных нам зерен. Недавно я ездила по приглашению наших поставщиков в Бразилию, где жила на фазенде недалеко от кофейной плантации. Эта поездка была очень интересна с профессиональной точки зрения. Ежедневно мы собирались и дегустрировали готовый кофе, оценивая его по множеству критериев. Большая гамма оттенков вкуса включает оценку бархатистости, сбалансированности, сливочности, фруктовых нот и т.п. После выставления баллов по каждому пункту и внесения их в специальную таблицу вырисовывается общая картина напитка.
HM: Что скажете о кофейной культуре в России? На каком она уровне?
В.К.: Еще лет 15 назад у нас в редком доме можно было найти молотый кофе. Все пили растворимый суррогат. Кстати, в нем кофеина больше, чем в зерновом, в среднем, в два раза. По моему мнению, пить такой напиток позволительно только тем, кого не беспокоит здоровье.
Хотя сегодня все больше людей делает выбор в пользу настоящего ароматного кофе, вокруг него по-прежнему существует множество домыслов. Многие убеждены, что эспрессо содержит много кофеина и бодрит. На самом же деле, самое большее количества кофеина содержится в кофе, сваренном в турке. Количество кофеина и, следовательно, воздействие на организм, зависит и от сорта кофе. Так, в арабике его содержание изначально меньше, чем в робусте, почти в 2 раза.
Также далеко не все знают, что кислинка является показателем хорошего кофе, и предпочитают напиток с горчинкой. Кофе пьют и для повышения артериального давления, хотя у здоровых людей умеренное потребление кофе на него никак не влияет.
Мало кто знает и о полезных свойствах кофе. Например, результаты 30-летнего исследования показали, что риск заболевания болезнью Паркинсона у любителей кофе в 2-3 раза ниже по сравнению с теми, кто его не употребляет.
Если же говорить о профессиональной культуре, то замечу, что кофейного образования в России нет. Впрочем, образование – это полдела. Главное, это стремление и практика. Если есть желание, то остальное приложится.
Читать далее в рубрике «Барное дело»
01.11.2009
В Москве побывал известный шотландский миксолог Райан Четиявардана (Ryan Chetiyawardana). В свои 25 лет он уже является победителем многих профессиональных конкурсов, а в этом году стал чемпионом Соединенного королевства. На данный момент Райан работает барменом эдинбургского бара Bramble. В своей миксологической «лаборатории» он творит, изобретает, экспериментирует с различными ингредиентами подобно кулинару у плиты. Прославленный миксолог представил московской публике свое коктейльное творчество в рамках Недели шотландской миксологии, которая проходила в конце октября в баре City Space.
01.10.2009
На сегодняшний день «Тинькофф» является одним из самых известных российских пивных брендов. Политика его развития была обусловлена личностными характеристиками основателя компании: харизмой, стилем жизни, яркой индивидуальностью и умением ценить истинные удовольствия. Даже несмотря на снижение рекламной активности в последние годы, федеральная сеть ресторанов-пивоварен «Тинькофф» смогла не только сохранить свою узнаваемость, но и привлечь новую, более молодую, аудиторию.
5 тыс
01.10.2009
Казалось бы, что может быть проще, чем налить пиво. Однако чтобы сделать это грамотно, нужно многое знать и уметь. Существуют даже целые школы по обучению наливу и подаче этого напитка – там рассказывают о том, как он производится и как хранится, учат основам работы с оборудованием и нюансам использования пива в баре. Умение правильно наливать пенный напиток – один из важнейших критериев, по которому можно судить о профессионализме бармена. О тонкостях работы с пивом в баре мы поговорили с Сергеем Колбеевым, вице-президентом Барменской ассоциации России.