«У HoReCa есть определенные преимущества – отсутствие ретробонусов и расходов на маркетинг. К тому же использование наших продуктов в хороших кафе и ресторанах ‒ это своего рода признание качества»
Расскажите немного о вашем фермерском хозяйстве.
В 2005 году мы начали восстанавливать ферму в Сергиево-Посадском районе, потом – в Дмитровском. Сейчас у нас четыре современные фермы (это более чем 4300 голов) и завод, который может перерабатывать до 100 тонн сырого молока в сутки; общие инвестиции составили около 1,2 млрд руб. С 2010 года мы стали развивать сеть вендинговых автоматов «А-Молоко» ‒ для того, чтобы выйти на конечного покупателя и минимизировать риски от колебания цен на сырое молоко; в магазинах наша продукция появилась осенью 2014-го.
Все решения по ведению бизнеса принимаются нашей семьей, а я непосредственно управляю заводом и контролирую фермерские хозяйства, которые расположены рядом с ним. Сейчас заводская линейка состоит из 13 SKU (ассортиментных позиций), в числе которых молоко, кефир, разные виды йогуртов, творог и сметана. Вскоре планируется выход «ложковых» (густых) йогуртов и мягких сыров.
Так как наш проект по продаже молочной продукции абсолютно новый (новая торговая марка, коллектив и производственные мощности), необходимо несколько месяцев для наращивания объема продаж. Мы пока не достигли точки покрытия текущих расходов, хоть динамика роста продаж очень позитивная. Это ожидаемо. Наш проект долгосрочен – счет идет на десятилетия, возможно, и наши дети будут участвовать в нем, если захотят.
Сотрудничество с HoReCa изначально входило в ваши планы? Чем оно интересно холдингу?
Все началось с «Кофемании», которая на нас вышла сама. Пилотный проект оказался успешен и, поняв, что наш продукт востребован, мы решили развивать это направление. В отличие от магазинов, у HoReCa есть определенные преимущества – отсутствие ретробонусов и расходов на маркетинг. К тому же использование наших продуктов в хороших кафе и ресторанах ‒ это своего рода признание качества, нам это приятно.

С какими ресторанами вы работаете?
Мы сотрудничаем с ресторанами «Уголек», «Бабель», Luce, Eat&Talk, Ragout, кафе «Булка» и Paul, пекарней «Франсуа»; с другими заведениями пока обсуждаются условия. Каждую неделю у нас добавляется по клиенту. В планах – сотрудничество с премиум-отелями.
Вы поставляете в рестораны полную линейку продукции или выборочные позиции?
Мы поставляем молоко и сметану 20 % и 40 % жирности для приготовления блюд, а также 9-%-ный творог и йогурты 0,5% (персиковый, черничный и классический) для питания сотрудников; нерегулярно – кефир. Больше всего заказов на 40%-ную сметану для приготовления кондитерских изделий.
Ресторан «Бабель», например, недавно заказал 80 л молока для кофейных напитков. Студия Артемия Лебедева берет у нас весь ассортимент для своих сотрудников, позже планируется использование нашей продукции в их кафе.
Часто ли заказывают ли продукты, которых нет в вашем постоянном ассортименте, например кондитерские сливки?
Такие запросы есть. Действительно, часто просят кондитерские сливки. Мы пока обсуждаем эту возможность с производством. Малые заказы на уникальный продукт тяжело прорабатывать, требуется перенастройка оборудования и его частые промывки, что серьезно сбивает график основного производства. Но нам всегда интересны новые возможности и продукты, вопрос лишь в целесообразности.

Как выглядит схема поставки продуктов в рестораны?
Заказы на позиции, предназначенные для производства, принимаются за два дня, например, во вторник – заказ, в четверг – отгрузка; заказы на продукцию для потребления (в брендированной упаковке) принимаем за сутки. Эта схема одинакова для всех ресторанов.
Возникают ли проблемы?
Трудности бывают. Например, рестораны хотят получать товар большими заводскими упаковками, но мы пока не планируем их закупать.
Учитывая, что мы выпускаем только натуральные продукты, предъявляются повышенные требования к логистике и температурным режимам. Так, например, натуральную сметану нельзя трясти, а если ее перегреть, то на поверхности может образоваться слой топленого масла.
Какие направления развития для вас в приоритете?
Мы планируем двигаться в трех направлениях: расширять точки продаж в Москве и области, ставить молокоматы, а также развивать HoReCa. Планов выхода на федеральный уровень у нас нет: мы локальные фермеры и производим продукты для локального потребителя. Натуральные молочные продукты должны быть свежими, а значит ‒ местными.