У тех, кто впервые слышит об отеле «Акватория Лета», в первую очередь возникнут ассоциации с водой и пляжем. Действительно, клуб-отель «Акватория Лета» омывается с одной стороны водами Таганрогского залива, а с другой Ейским лиманом Азовского моря, а собственный песчаный пляж находится всего в 30 м. Ну а тем, кто там уже отдыхал, сразу на ум придет слово «спорт». Ведь у одного из лучших отелей Кубани весьма необычная концепция. Это первый и пока единственный в России спортивный клуб-отель для взрослых, выбирающих активный отдых.
1 октября 2008
У нас без вас проблем хватает
Ольга Самойлова
автор HM
автор HM
Гостиничный бизнес – один из самых прибыльных видов деятельности, но далеко не самый простой. К сожалению, развитие гостиничной отрасли в нашей стране находится на невысоком уровне. Российские отели занимают лишь 1% от мирового гостиничного рынка. Мало того, несмотря на то, что в России постоянно вводятся в эксплуатацию новые объекты, в последние годы количество средств размещения сократилось, что во многом связано с общеэкономической ситуацией в стране. Рассмотрим главные проблемы, стоящие перед российской гостиничной отраслью, ее возможности и перспективы развития.
Постояльцы – главное достояние отельеров
После распада СССР обширное гостиничное хозяйство страны пришло в упадок. Спрос на туристические услуги тогда резко упал со стороны как отечественных, так и зарубежных туристов. Лишь в 2006-2007 годах число туристов стабилизировалось и начало расти. Стали открываться новые и реконструироваться старые гостиницы. Однако средств размещения по-прежнему не хватает – в настоящее время их примерно в полтора раза меньше, чем в 1993 году.
По данным Министерства экономического развития за 2007 год, в России работают примерно 4 тысячи гостиниц, из них более 70% невозможно причислить ни к одной из категорий средств размещения – ни оборудование номеров, ни набор сервисов, ни качество обслуживания не соответствуют мировым нормам.
Цены на подобные номера гораздо выше европейских. Присутствующие на рынке гостиницы высокой категории доступны лишь немногим богатым туристам и корпоративным клиентам.
Дисбаланс между категориями отелей и ценами на размещение достиг такого уровня, что туристы из России просто не могут позволить себе остановиться в московской или питерской гостинице. Не по карману услуги отельеров и большинству зарубежных путешественников, поэтому усиление глобального туристического потока может мало коснуться нашей страны. По мнению специалистов, девелоперы обратят внимание на менее доходные, но более массовые гостиницы среднего класса только тогда, когда будет насыщен сегмент luxury-отелей. Без помощи государства – различных преференций, налоговых льгот – здесь не обойтись.
Дисбаланс между категориями отелей и ценами на размещение достиг такого уровня, что туристы из России просто не могут позволить себе остановиться в московской или питерской гостинице. Не по карману услуги отельеров и большинству зарубежных путешественнико
Кадры решают все… но ничего не умеют
Важнейшей проблемой отельного бизнеса является недостаток и низкая квалификация персонала. В принципе, тяжелое кадровое положение отмечается во всей Индустрии гостеприимства. Причины тому – слабая подготовка специалистов в средних и высших учебных заведениях, завышенные требования выпускников и высокая текучесть кадров.
Сегодня специалистов для гостиничного бизнеса готовят 250 вузов и 36 заведений среднего специального образования. Однако качество образования не устраивает отельеров – зачастую выясняется, что выпускники не обладают даже минимальными знаниями и навыками. Большинство учебных заведений не имеют преподавателей-практиков, теоретики же проходили обучение еще в советское время. При этом подавляющее большинство студентов претендуют на должности руководителей среднего и высшего звена, тогда как рынок ощущает острую нехватку линейного персонала – поваров, официантов, метрдотелей.
На Западе краткосрочное обучение линейного персонала осуществляется в тренинговых гостиницах. В России подобных отелей пока не существует, как нет и конкретных планов их создания. Такая ситуация вызывает опасение у экспертов еще и в связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи. По расчетам заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Натэлы Шенгелии, чтобы принять Олимпиаду, необходимо подготовить 40 тысяч квалифицированных специалистов гостиничного дела, без учета поваров, транспортного персонала, экскурсоводов и пр.
Рособразование и Федеральное агентство по туризму пытаются решить многочисленные проблемы, связанные с дефицитом и подготовкой кадров, совместно с представителями бизнеса. Но многие российские отельеры берут решение насущной проблемы в свои руки и, не надеясь на специалистов с профильными дипломами, обучают работников самостоятельно. Для этого они создают курсы повышения квалификации или даже корпоративные вузы – как, например, в сети отелей «АЗИМУТ». Преимущества такого подхода очевидны – обучение носит практическую направленность, на выходе получается специалист, знакомый со специфическими нормами и требованиями той или иной сети.
И хочется, и колется…
Высокая прибыльность слаборазвитого отечественного рынка активно привлекает международные отельные цепочки. Несмотря на трудности ведения бизнеса в российских условиях, открывается все больше гостиниц известных брендов: Rezidor, ACCOR, Marriott, Best Western, Radisson, Hilton, Kempinski и др. Успеха достигли и отечественные отельеры – некоторые российские сети начали экспансию за рубеж, среди них «Интурист», AZIMUT Hotels Company и другие. Открываются курортные гостиницы и бизнес-отели, как на пространстве бывшего СССР, так и в Европе.
Места на рынке пока хватает всем, но в будущем ситуация изменится. Многочисленные отели, не соответствующие мировым стандартам, либо уйдут с рынка, либо приложат усилия к обновлению номерного фонда. Наиболее предусмотрительные российские отельеры уже вкладывают деньги в развитие, которое выражается не только в ремонте номеров, но и во внедрении новых управленческих методов, международных стандартов качества, IT-систем и др. Другие владельцы, понимая, что не смогут выдержать конкуренцию, продают бизнес либо передают управление гостиницей в руки профессионалов, жертвуя частью прибыли.
И если сегодня актуальны проекты, тиражирующие успешные бизнес-решения, то уже в недалеком будущем перед игроками гостиничного рынка встанет вопрос, как уйти от общепринятых систем и быть другим – возрастающая конкуренция диктует необходимость создания новых подходов к организации бизнеса.
Уйти от шаблона и преуспеть
На Западе многим постояльцам надоело однообразие больших гостиниц, и все больше людей предпочитают уютный номер мини-отеля безликой комнате большой гостиничной сети. Особенности этого вида гостиниц позволяют прогнозировать их развитие и в дальнейшем, прежде всего – в крупных городах. Раньше такие гостиницы строили, как правило, те бизнесмены, которые не имели большого капитала и не могли открыть крупный отель. Теперь мини-отелями интересуются и крупные гостиничные компании. Мини-отель требует меньше места, строительство обходится намного дешевле и быстрее окупается. Также преимуществами небольших гостиниц являются персонифицированный подход к клиенту и уникальность самого заведения. В нашей стране этот фактор пока не так актуален, но, тем не менее, многие ценят мини-гостиницы именно за уют и приватную атмосферу.
Все более востребованными становятся и курортные гостиницы. Значительным потенциалом развития обладает гостиничный сегмент известных российских здравниц: Кавказских минеральных вод, Черноморского побережья Кавказа, Калининградского взморья. При этом, выходя в этот сегмент, потенциальным инвесторам и девелоперам важно учитывать специфику развития большинства курортных отелей России – их ярко выраженную сезонность.
Появляются и новые форматы гостиниц – например, клубные отели. В качестве примера гостиницы «не для всех» можно привести отель «Акватория лета», построенный в Ейске. В целом в России «концептуальных» гостиниц пока очень мало, но по мере насыщения рынка их будет становиться все больше. Такой подход особенно актуален, если речь идет о сезонных отелях, гостиницах с не очень удачным расположением, а также в условиях жесткой конкуренции, когда реализация стандартной концепции может не обеспечить проекту нужных конкурентных преимуществ. Во всех этих случаях нестандартная концепция может значительно снизить риски и ограничения развития проекта и сделает его «штучным» продуктом.
Набор дополнительных услуг также привлекает клиентов и увеличивает валовую прибыль отеля. Одним из важных источников дохода крупных гостиниц является предоставление конференц-услуг. В России, как и на Западе, эти услуги весьма востребованы. Гостиницы оборудуют специальные помещения для проведения семинаров, симпозиумов и прочих бизнес-мероприятий. Появляются и специализированные конгресс-отели, которые ориентированы, прежде всего, на этот вид деятельности. Впрочем, сдача в аренду залов – далеко не единственный вид услуг, которые развивают отельеры России. Многие гостиницы имеют собственный ресторан, прачечную или предлагают экскурсионные туры. Активно развиваются новые для России концепции spa- и wellness-отелей.
Проблемы пополам с возможностями
Во многом проблемы российского гостиничного бизнеса являются «болезнями роста». Избежать их в сложившейся социально-экономической ситуации было практически невозможно. Несмотря на перекосы и дисбалансы развития, российский отельный рынок развивается динамично и поступательно, открывая возможности, которые давно недоступны западным отельерам.
Мнения экспертов
Александр Гендельсман, генеральный директор AZIMUT Hotels Company
«Гостиничный рынок сейчас находится в стадии зарождения, тенденции напоминают развитие ресторанного бизнеса 10 лет назад, особенно в области стандартов качества обслуживания. Во всех регионах стоит общая проблема острой нехватки гостиниц в сегменте mid-market, отвечающих международным стандартам и ориентированных как на обычных, так и на бизнес-туристов. В Москве в короткие сроки появилось много дорогих отелей, а в регионах преобладают гостиницы «советского» образца с низким качеством оказываемых услуг. Те же региональные отели, которые отвечают заявленной звездности, находятся в управлении международных или появившихся в последние несколько лет российских управляющих компаний. Для них важно сохранять свое лицо на международном рынке, они тщательно следят за соблюдением международных стандартов.
В целом, можно ожидать увеличения финансовых вливаний в гостиничный бизнес в ближайшие три-четыре года. В первую очередь это будет касаться курортных зон, регионов, обладающих туристическими возможностями, а также крупных промышленных центров, гостиничный фонд которых морально и физически изношен».
Андрей Канорский, генеральный директор УК Avant Group
«В России огромные возможности для развития гостиничного рынка, который на данный момент находится на этапе своего становления. Потенциал его роста значителен – это тысячи и тысячи номеров. До сих пор существует дефицит номерного фонда в Москве и Санкт-Петербурге. В крупных региональных центрах также наблюдается острый дефицит качественного предложения, особенно в формате 3*, самом востребованном сегменте отечественного рынка. Если говорить о российских городах, наиболее перспективными с точки зрения инвестиций являются города с населением свыше 700 тысяч человек. В основном речь идет о крупных региональных деловых, промышленных и культурных центрах, таких как Самара, Нижний Новгород, Уфа, Калининград, Ростов-на-Дону, Оренбург.
Что касается влияния мирового финансового кризиса на гостиничный рынок, то, как и для прочих сегментов коммерческой недвижимости, оно будет проявляться в снижении доступности и удорожании долгового финансирования, и, соответственно, в возможном увеличении сроков реализации и окупаемости гостиничных проектов. Однако неизменно высокий неудовлетворенный спрос с одной стороны, и насыщение других сегментов рынка коммерческой недвижимости с другой стороны, позволяют предполагать, что гостиничный рынок будет продолжать развиваться, и новые объекты будут реализовываться».
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»