Казалось бы, гостинице, обладающей собственной кухней, оборудованием, подсобными помещениями и банкетной службой, предоставлять услуги выездного ресторанного обслуживания сам бог велел. Однако на деле лишь немногие отели берутся предоставлять данную услугу. Неужели затраты и риски настолько велики, что владельцы бизнеса предпочитают отказаться от возможности расширить «зону охвата» и значительно увеличить продажи?
1 апреля 2010
Marriott Catering: мода меняется, качество остается
![](/kernel/files/images/site/window-close.png)
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
В России кейтерингом наиболее активно занимаются московские отели Marriott Moscow Royal Aurora и Marriott Moscow Grand. Они развивают выездное обслуживание как дополнительный бизнес и являются своего рода законодателями моды и стандартов в этой сфере. Об опыте запуска и продвижения услуги на московском рынке нам рассказал Валерий Афанасьев, региональный директор по организации банкетов и конференций отелей Марриотт в Москве.
Еда по заявкам
Около 10 лет назад банкетная служба московских отелей Marriott пошла навстречу пожеланиям клиентов и впервые организовала несколько мероприятий вне стен гостиниц. Это было время активного выхода на российский рынок западных компаний, когда известное имя служило гарантией высокого качества услуг. Поэтому гости, заинтересованные в проведении банкетов и встреч не на типичных площадках, выбирали отель международного бренда. «С самого начала мы стали декларировать соответствие уровней сервиса в отеле и вне его стен. Принцип «высокий уровень обслуживания без компромиссов» стал нашим девизом», – рассказывает Валерий Афанасьев.
Постепенно в Marriott стали продвигать кейтеринг как отдельное самостоятельное направление. Учитывая, что выездное обслуживание предлагали далеко не все гостиницы, это в целом усилило позицию отеля как поставщика услуги. Валерий отмечает, что даже в настоящее время конкуренции с гостиницами не чувствует – соперничество идет напрямую с кейтеринговыми компаниями и ресторанами.
Даже в настоящее время конкуренции с гостиницами не чувствует – соперничество идет напрямую с кейтеринговыми компаниями и ресторанами
Основной целевой аудиторией кейтеринговой службы Catering by Marriott являются бизнес-клиенты, заказывающие обслуживание мероприятий разного типа: от торжественных приемов и официальных ужинов до легких фуршетов и кофе-брейков. Процент частных заказчиков значительно ниже – заявки на организацию мероприятий «для себя» (проведение свадеб, юбилеев и детских праздников) часто поступают от тех же участников деловых событий. Также Marriott работает с агентствами.В среднем, при активной банкетной службе, доход от кейтеринга составляет 20–30% общей выручки, получаемой от организации мероприятий.
Счет на минуты
На первый взгляд, организовать кейтеринг-услуги весьма просто. «На самом деле, это целая цепочка организационных моментов. Задержка выполнения какого-либо этапа одним сотрудником ведет за собой заминку у другого. Отсутствие в определенный момент заказанного продукта означает неготовность блюд к нужному времени. 15-минутное промедление – и гости увидят пустые столы. Все службы должны осознавать, что работу нужно выполнять в самые сжатые сроки. Счет всегда идет на минуты!», – объясняет Валерий. Да и на самой площадке усилий приходится прилагать гораздо больше, чем в «родных стенах»: на чужой территории нет своего лояльного, быстро реагирующего инженерного подразделения, службы по уборке, кухни – можно забыть соль и сорвать мероприятие.
Все подготовительные моменты – составление списков, упаковка и погрузка – превращаются в тщательно продуманный, серьезный процесс. «К счастью, оборудование, которое изначально приобреталось для использования в гостинице, оказалось универсальным: сборным, легким, удобным для перевозки и очень крепким. В нашем случае не пришлось покупать дополнительную мебель, однако полностью дополнительных закупок не избежать, – делится опытом Валерий. – Исключительно важно иметь специальные емкости, позволяющие при перевозке поддерживать продукты в нужном температурном режиме. Это не только санитарное требование.
Мы работаем в условиях, когда полное приготовление блюд на площадке невозможно. Можно поставить генераторы, но это стоит больших денег и негативно отражается на общем бюджете мероприятия. Поэтому блюда доводятся до полуготовности в стенах гостиницы и перевозятся в контейнерах, похожих на огромные холодильники, которые мы называем хот-боксами. Это серьезная статья расходов: они стоят несколько десятков тысяч долларов. В них же при изменении температурного режима еда доводится до готовности. Таким образом, мы не нуждаемся в полноценной кухне. Приезжаем за два часа. Экономим и наши силы, и расходы заказчика».
Ниша с плюсом
Marriott Catering принято относить к премиальному классу. Однако Валерий Афанасьев определяет занимаемую нишу шире: «Мы не ограничиваем себя люксовым сегментом. Ориентируемся на средний, как более характерный для массовых мероприятий. Переходя с ценовой точки зрения в категорию «средний», мы при этом оставляем качество «пяти звезд». К сожалению, многие ориентируются на поисковики, где набирают запрос «недорогой кейтеринг» – и не находят нас в первой строке. Если же к нам обращаются, мы объясняем логику наших цен. Во многих случаях подобный ликбез приводит к появлению новых клиентов». Средний уровень цен возможен при использовании только собственного оборудования, мебели и тканей. С одной стороны, невозможность предложить более широкий диапазон цен является некоторым ограничением. С другой стороны, отказ от привлечения субподрядчиков позволяет гарантировать клиенту качество своих услуг. Делать подобное при внешних участниках, задействованных в организации мероприятия, гораздо рискованнее.
Фейс-контроль
Спрос на услуги Catering by Marriott до сих пор превышает возможности отелей, поэтому специалисты используют своего рода «фильтры», позволяющие соблюдать заявленный уровень сервиса. «Конечно, можно найти некий компромисс. Например, легко проводить кофе-брейки в офисах компании, обладая незначительными ресурсами. Но мы говорим «нет», если помещение, выбранное заказчиком, не отвечает минимальным требованиям, или бюджет мероприятия не позволяет сделать качественное мероприятие.
Поступаться качеством мы не имеем права», – такова позиция руководства отелей. Если полезная площадь не позволяет провести мероприятие, пожарное состояние не отвечает нормам или профессионализм администрации оставляет желать лучшего, обслуживание не подтверждается, как бы ни был заманчив бюджет. Именно поэтому до подписания договора в обязательном порядке проводится инспекция. На некоторых площадках кейтеринговая служба не работает принципиально.
Разумное меню
Меню Marriott представляет различные комбинации европейской кухни (итальянской, немецкой, французской) с русской. «Кухня с выраженным национальным колоритом уже не пользуется прежней популярностью, – уверен Валерий. – Лучше всего предлагать варианты блюд различных кухонь, а не монокухню. Гостям будет интересно знакомство с новыми блюдами и вкусами. В привычный и знакомый ассортимент можно, например, добавить блюда Юго-Восточной Азии». При этом отели Marriott не идут на поводу у заказчиков. Так, в меню не найти столь любимых многими гостями суши и роллов. Чтобы сделать их в должном качестве, нужно специализироваться на японской кухне, а просто «стряпать», как поступают многие, здесь считают непозволительным. В то же время специалисты службы активно общаются с клиентом, выясняя, что может быть ему интересно. Существует мода на блюда, типы мероприятий, и задача кейтеринговой службы – опережать средний спрос. В условиях кризиса умение делать интересные предложения ценится особо. «Мы переработали меню, сделав акцент на качестве и разнообразии вкусов, а не только на использовании дорогих деликатесных продуктов. А вот экономить на качестве нельзя – вернуть расположение и доверие клиентов очень сложно», – резюмирует Валерий.
![](/kernel/files/images/site/wait.gif)
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.03.2010
В гостиничном бизнесе, как и в большинстве других сервисных отраслей, среди работников преобладают женщины. Есть департаменты, состоящие на сто процентов из женского «населения» – например, прачечная и house keeping. Да и в других подразделениях их примерно в 3 раза больше, чем представителей сильного пола. Исключение составляют традиционно мужские службы – инженерно-техническая и отдел безопасности. Особенно преобладание женщин заметно на линейных позициях. Пожалуй, это связано с тем, что функции многих служб предусматривают частое общение с гостем и, соответственно, требуют желания услужить и умения обеспечить комфорт и уют.
01.02.2010
Президент группы отелей «Кемпински» в странах Европы и генеральный директор отеля «Балчуг Кемпински Москва» Джанни ван Даален начал свою профессиональную карьеру в качестве менеджера в отелях сети «Хилтон», работал заместителем генерального директора, а затем управляющим отелей «Хилтон» в Германии. Потом он был занят открытием нескольких отелей, например, знаменитого отеля «Адлон» в Берлине – одного из самых успешных проектов в мировом гостиничном бизнесе. В 1998 и 2003 годах Джанни Ван Даален был назван «Лучшим отельером года». Знаменитый атлас Арала Шлеммера назвал его лучшим менеджером отеля 2000 года. Американская Академия в области гостеприимства с 2001 по 2004 годы вручала ему «Пятизвездный алмаз» – награду за лучшие достижения в области гостеприимства. В феврале 2003 года Европейская Ассоциация менеджеров отелей отметила его как лучшего менеджера отелей в Европе. В 2005 году Джанни ван Даален был назначен на должность регионального вице-президента группы отелей «Кемпински» в России, странах СНГ и Балтии. В 2007-м он стал вице-президентом «Кемпински» в России и странах Восточной Европы, а в 2008-м назначен президентом группы отелей «Кемпински» в странах Европы.
5.5 тыс
01.02.2010
Даже для самых успешных компаний порой наступает момент, когда выход на новый уровень невозможен без значительных изменений. Приходится искать новые пути развития, менять концепцию, искать новые рынки. Внутренним переменам, которые обычно скрыты от глаз широкой публики, сопутствуют и более заметные. Процесс смены идеологии, ценностей и позиционирования, а вместе с ними визуального оформления, называется ребрендингом. Это сложный, затратный и часто рискованный процесс, но в случае успеха, сила компании и ее конкурентные преимущества значительно возрастают. Недавно один из известнейших столичных отелей «Балчуг Кемпински» собрал журналистов на пресс-ланч, посвященный международному ребрендингу группы отелей Kempinski. Джанни ван Даален, президент «Кемпински» в Европе и генеральный директор «Балчуга», рассказал собравшимся об основных переменах, которые ожидают отели компании.