Дефицит специалистов и менеджеров в гостиничной и ресторанной сфере побуждает работодателей релокировать сотрудников из других регионов. По данным исследования компании «АНКОР Розница и гостеприимство», во втором полугодии 2009 года релокационную политику применяли 39% компаний. В свою очередь, и сами сотрудники были готовы к перемещению из одного региона в другой ради хорошего заработка, для получения возможности быстрого карьерного роста или участия в интересном проекте. Некоторые же возвращались из Москвы в родной город, где более спокойная и экологически благоприятная жизнь, дешевле стоимость жилья и гарантированная работа.
1 апреля 2010
Болезни кадров: все начинается с головы

Персонал в XXI веке превратился в главное конкурентное преимущество. И бой за персонал идет не на жизнь, а на смерть. Отдел кадров, Human Resources, Personnel Department, Департамент по индивидуальностям – как только ни назовут подразделения, которые занимаются подбором, обучением и аттестацией сотрудников. А на выходе что? Людей нет – и с точки зрения роста и развития бизнеса это практически непреодолимое препятствие для многих. Своими мыслями о причинах проблем, возникающих с трудовыми ресурсами в Индустрии гостеприимства, делятся специалисты московской компании RSD-consulting.
Воры, лгуны и пьяницы
Проведя обезличенный опрос, призванный определить уровень удовлетворенности сотрудников своим местом работы, одна крупная компания с удивлением обнаружила, что большинство работников воспринимают его всего лишь как временный аэродром. Причина – нет стабильности. Руководство, в свою очередь, имело много претензий к линейному персоналу: люди не сопереживают, не участвуют, не заинтересованы, не хотят… Компания планировала резко увеличить количество точек продаж и мечтала найти волшебника, который влюбит персонал в администрацию. Но за шесть лет работы она так и не смогла отыскать подобного кудесника.
Другая компания – крупная сеть кафе – приняла как данность тот факт, что срок пребывания человека в их компании составляет около восьми месяцев. Руководители просто не вкладывают денег в личностное и профессиональное развитие сотрудников – нет смысла, ведь расставание неизбежно. И такая ситуация довольно распространена.
Измельчал народ? А там ли мы ищем? Тех ли мы ищем? Правильно ли ищем?
Если мы не выводили из запоя своего шеф-повара, не лечили методом кодирования своего самого лучшего менеджера, то мы о ресторанном бизнесе знаем по книжкам
Не будем строить иллюзий, иные идут в этот бизнес лишь для того, чтоб воровать. У некоторых даже к вечеру поднимается температура, если они ничего не своровали. Но почему на первом собеседовании специалист по кадрам, с дипломом психолога, не отрезал от нашего бизнеса жулика с бегающими глазами? Скорее всего, потому, что ему просто наплевать на наш бизнес. Это собеседование с кандидатом отвлекало его от поиска кровати в интернет-магазине. Ему нужно было закрыть вакансию. За это он получает жалование. А 5–6 мероприятий по повышению квалификации работы с персоналом, посещенные за счет владельца бизнеса, ему запомнились только кофе-брейками.
Попробуйте определить уровень компетентности менеджмента независимым взглядом с помощью опроса, анкетирования или привлечения стороннего консультанта.
Алкоголь очень доступен – после банкетов, например, он льется рекой. Да и потом, работа линейного персонала – это физически тяжелый труд. За смену официант проходит несколько десятков километров. А повара работают при температурах свыше пятидесяти градусов, особенно в тех заведениях, где технологический проект делали дилетанты, а системы вентиляции – вредители. Предупреждайте новобранцев об этом риске.Многие воспринимают трудовую миграцию как панацею. Приезжие закрывают «дыры» и стоят гораздо дешевле. Однако вряд ли гастролер приехал расти вместе с вашим бизнесом. У него другие цели и задачи, краткосрочные чаще всего. Ему кушать надо, квартиру снимать. Сегодня. А не в перспективе. Им с нами по пути лишь на короткий отрезок (бесспорно, есть исключения). Ориентируйтесь на местные кадры – им некуда бежать. Присмотритесь к старшему поколению, создайте для них условия.
Во всем мире седовласый официант – норма. А для ресторанов высокой кухни – особый шик. К людям старшего возраста степень доверия иная.
Товар под купца
Взглянем на вторую сторону медали. А куда мы зовем людей? Что мы можем им дать? Наш бармен – одновременно и грузчик, и ночной охранник, и мойщик посуды. И снег, если надо, может у входа почистить. А парень пришел с мечтой смешивать коктейли. Будет ли он обедать в закутке на бочке пива, стирать форму дома, платить за ночное такси после окончания смены? Нет, он взвесит все плюсы и минусы и перейдет к другому работодателю, где на его плечи не будут переваливать проблемы чужого бизнеса. Он ведь пришел выполнять свои функциональные обязанности за плату.
Управленцы и царьки
Вы уверены, что в кожаном кресле директора вашего ресторана сидит не дорвавшийся до власти «царек», а преданный бизнесу человек? Посмотрите в глаза менеджерам. Вы верите, что они переживают за ваш бизнес? Кадровую политику нужно начинать с них. А они в свою очередь, если являются людьми лояльными и порядочными, будут транслировать полученные знания линейному персоналу. Это самый правильный путь.Конечно, отдавать все на откуп руководителям подразделений нельзя. Сформулировать правила игры должен старший. Иначе перекосы неизбежны – ни менеджеры, ни линейный персонал не представляют интересы бизнеса в соперничестве между собой.
Благодарим Юрия Смирнова, руководителя компании RSD-consulting, за предоставленные материалы.

Читать далее в рубрике «Личное дело»
01.02.2010
HM
В 2009 году многие компании сферы гостеприимства значительно сократили затраты на обучение персонала. Конечно, эти вынужденные меры были приняты для того, чтобы удержаться на рынке и сократить расходную часть бюджета. Большинство отелей и ресторанов отказались от услуг обучающих компаний и проводили обучение самостоятельно по принципу «делай, как я». Однако достаточно ли этого для безупречного обслуживания? И действительно ли отказываясь от корпоративного обучения, вы экономите деньги или все-таки, наоборот, упускаете возможность получить дополнительную прибыль?
5 тыс
01.12.2009
В период новогодних праздников активность рынка труда сильно снижается. Отклики и явка соискателей в это время минимальны: за две недели до Нового года из 30 соискателей, приглашенных на интервью, до места доходит 5. Практически в два раза снижается и поток звонков от кандидатов. Люди предполагают, что перед Новым годом их никто не будет принимать на работу или же просто предпочитают искать новую работу после праздников, определяя таким образом некую точку отсчета для начала «новой жизни». О том, какие сотрудники особенно востребованы в этот период и как облегчить их поиск, мы поговорили с Марией Зивтинь, специалистом компании «АНКОР Розница и гостеприимство».
4.5 тыс
01.11.2009
В современном мире рынок развивается очень быстро и зачастую непредсказуемо. Условия ведения бизнеса меняются, совершенствуются технические процессы и методы. Производители оборудования стараются не отставать от прогресса, создавая все более сложные машины. Однако не у всех при этом получается сохранять на высоком уровне такой показатель, как надежность. Сочетать новации и безотказность под силу только ведущим компаниям – таким как Fagor Industrial.
4.5 тыс