«Базар», съехав из «Цветного», недавно объявил о планах по открытию очередной точки в Москве, во второй фазе торгово-развлекательного центра «Метрополис»
Место для фермеров
В собственности города находится 11 сельхозрынков (всего их около 40), и столичные власти в обозримом будущем намерены передать их в частные руки. Четыре – Велозаводский, Лефортовский, Даниловский и Кунцевский – пытаются продать на торгах уже несколько лет. Недавно ресторанная группа Ginza Project выкупила Даниловский рынок и намерена создать на его месте аналог мадридского Mercado San Miguel, рассказала Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank. «Помимо продуктов мы предлагаем посетителям разные услуги, чтобы они больше времени проводили на рынке», – говорит гендиректор Даниловского рынка Максим Попов.
Для Северного, Коптевского и Люблинского рынков удалось найти инвестора – «Ростик групп», которая взялась построить на их месте «экобазары» – торговые центры с фермерскими продуктами на прилавках. В каждый из них предстоит вложить около 660 млн руб., предполагается, что затраты на реконструкцию и переоборудование окупятся за семь лет. Максим Попов сомневается, они по настоящему фермерскими: по его мнению, в России пока нет такого количества фермеров, чтобы заполнить их продукцией целые рынки. На Даниловском рынке торгуют как небольшие частные хозяйства, так и крупные сетевые производители продуктов питания.
Рынок в торговом центре
Сравнительно новый тип организации торговли сельхозпродукцией – «рынки» с сетевой концепцией в крупных торговых центрах. Сергей Родионов, директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group, в качестве примера приводит «Цветной Bazaar», который стал первым в Москве фермерским рынком для состоятельных покупателей (идея в первоначальном варианте принадлежала группе Ginza Project). В этом году в универмаге сменили управляющего оператора и представили новую концепцию гастрономических этажей – Food Market в «Цветном», комментируют в Rose Group (владелец здания). В основе ассортимента – фермерские и экологически чистые продукты, бакалея.
«Базар», съехав из «Цветного», недавно объявил о планах по открытию очередной точки в Москве, во второй фазе торгово-развлекательного центра «Метрополис» (будет сдана в I квартале 2016 г., о сделке сообщили в Cushman & Wakefield). Рынок общей площадью около 2000 кв. м расположится на минус первом уровне ТРЦ. «Базар» также появился в ТРЦ «Авиапарк».
Активно развивается сеть «Экобазар». Рынки под этим брендом работают в Мытищах и Обнинске, и компания-владелец поставила перед собой амбициозную цель строительства еще 10 центров в Московской и Калужской областях в ближайшие пять лет, продолжает Родионов. Сеть «Экобазар» развивает компания «Корпэстейт», входящая в группу «Ростик». Оптимальная площадка для размещения «Экобазара» – это около 1 га под строительство и создание 12 000 кв. м торговых и складских площадей.
Концепция типового проекта подразумевает, что в здании площадью 10 000–15 000 кв. м фермерский рынок займет около 3000 кв. м на 1-м этаже, описывает Владимир Мехришвили, старший вице-президент компании «Ростик групп». В торговые центры «Экобазар» пока внедряться не торопится – не нашли еще для себя подходящей площадки. По мнению Мехришвили, для того чтобы торговать в ТРЦ, помещение должно быть оборудовано отдельными складами для рыбы, мяса, молока. Необходимы условия для беспрепятственной доставки со склада в торговый зал скоропортящейся продукции, нужны хорошая вентиляция, правильный температурный режим, освещение и проч. «Но обычно ТЦ строятся для других целей. И вообще, рынок от супермаркета сильно отличается, – объясняет он. – Эта цепочка довольно длинная и сложная, каждый раз типовые условия приходится адаптировать».
«Продовольственные рынки редко становятся якорями в торговых центрах, – комментирует Юлия Мерова, заместитель директора департамента коммерческой недвижимости GVA Sawyer. – Как правило, сам собственник организует рынок или сдает площадь одной УК, которая берет на себя управление работой рынка и сдает площади в субаренду. Из-за специфики торговли рынку удобнее располагаться на 1-м этаже ТЦ, желательно с дневным освещением, но это не жесткое требование». Важнее, что в отличие от супермаркета холодильники, подсобки нужны непосредственно у каждой точки».