Черноморский Форум, признавая заслуги ведущих мировых экспертов в развитии виноделия и популяризации вина, не вступая в конкуренцию с грандами, полагает, что виноделы региона нуждаются в дополнительной пиар-поддержке. Такое решение Попечительским советом и правлением ЧФВ было принято после длительных консультаций с рядом известных международных экспертов (среди них есть и Masters of Wine), которые в целом поддержали эту идею и согласились участвовать в этом проекте.
Они практически единогласно высказывались в таком духе: «Еще один рейтинг не помешает. Приезжая, к примеру, в Грецию или Грузию, вы обычно не покупаете французское вино, а понять местные сорта не так просто, поскольку в глобальных рейтингах они представлены недостаточно».
Спор о рейтингах в мире ведется давно. Активно ведется критика «большой тройки» глобальных рейтинговых агентств (Fitch, Standard & Poor’s и Moody's), занимающихся присвоением корпоративных и суверенных кредитных рейтингов. Создаются новые, альтернативные американским грандам, международные рейтинговые агентства в Китае и Бразилии, есть такие планы и в России.
Как ни удивительно, но в виноделии тоже «рейтингуют на троих», здесь также есть своя эксклюзивно-американская глобальная «большая тройка» – экспертные медиа, присваивающие баллы тому или иному вину по потребительским свойствам (Wine Enthusiast, Wine Spectator и Wine Advocate).
Вино – не только искусство, но и бизнес, и это доказывает реакция рынка на оценки рейтинговых селебритис: к примеру, повышение оценки отдельно взятого вина с 85 до 95 баллов (по стобалльной системе) дает компании до 10 млн. долларов дополнительной прибыли. Есть за что бороться!
Эксперты этой «большой тройки» относят все страны черноморского региона к развивающимся винодельческим регионам, остро подчеркивая негативный характер советского и социалистического влияния (причем здесь не имеется в виду известная антиалкогольная кампания конца 1980-х, о которой они почти не вспоминают, да и в Западном и Южном Причерноморье ее не было, они говорят обо всем советском периоде).
Данная позиция с точки зрения многих экспертов (и не только из региона) достаточно спорная, тем более учитывая, что само виноделие, и это общепризнано археологами мира, возникло на Южном Кавказе. Существует масса уникальных автохтонных и региональных сортов винограда, виноделие – исконное занятие в большинстве стран черноморского региона, вина по своим уникальным потребительским качествам заслужили, по крайней мере, несколько более высоких оценок, чем им обычно выставляют глобальные эксперты.
Действительно, совсем уж вина стран бассейна Черного моря глобальные эксперты не игнорируют, но список продуктов, попадающих в рейтинги, очень краток, и оценки, как правило, невысокие.
На наиболее известных дегустационных конкурсах у черноморских вин достижений несколько больше. Иногда вина региона берут даже золото, но нужно понимать, что эти конкурсы зарабатывают на плате за образцы, представленные на дегустацию, поэтому организаторы подобных мероприятий заинтересованы в более широком представительстве.
Вместе с тем их рыночное влияние в эпоху интернета значительно меньше, чем у рейтингов, которые больше понятны потребителю, приходящему в магазин со смартфоном, в котором быстро находится оценка (то есть готовый маркетинговый совет) для того или иного вина.
Ведущие рейтинги вина отдают предпочтение насыщенным, полнотелым и темным винам (если речь ведется о красных винах), винам с более концентрированным вкусом и более высоким содержанием алкоголя. Такие тенденции в оценках вина глобальными экспертами особенно усилились в начале XXI века.
Сегодня 13 % алкоголя – лишь средний или даже ниже среднего уровень крепости. Высокий уровень шаптализации часто применяется даже всемирно известными винодельческими компаниями, ведь более крепкие вина дольше сохраняются. Добавление дубовой щепы дает более резкий вкус и запах и все чаще заменяет дорогостоящую выдержку в деревянной бочке. Вина, сделанные с использованием таких технологий, удобнее для коммерческих целей, они имеют своего массового потребителя.
Глобальные компании-чемпионы укрупняются и ставят рекорды по объему производства и выручке, выходя на гигантский уровень – более 100 млн л в год: первые 10 винодельческих компаний мира, 9 из которых американские и австралийские, производят вместе более миллиарда литров вина в год. Двадцать лет назад миллиард литров вина производили 35 компаний совокупно, быстрое укрупнение здесь налицо.
Но нужно ли такое «укрупнение» и «укрепление» большинству потребителей вин? В черноморском регионе это остается под вопросом, цена ведь при этом не падает, нет и серьезных биомедицинских исследований в этом направлении, но очевидно, что индустриализация виноделия усредняет вкусы. Черноморский регион эти тенденции касаются уже достаточно серьезно, ведь здесь превалируют средние, малые и семейные предприятия, да и более легкие вина, характерные для некоторых регионов Черноморья, все труднее продавать на рынке.