По мнению президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, как только начнут действовать штрафные санкции, многие заведения закроют доступ к Wi-Fi
Доходы «тройки»
Пресс-секретарь оператора «ВымпелКом» (предоставляет Wi-Fi в сетях «Шоколадница», «Кофе Хауз», McDonald's) Анна Айбашева говорит, что компания уже реализовала возможность идентификации пользователей по номеру мобильного телефона в местах публичного доступа к интернету. По ее словам, воспользоваться или нет этой услугой, решает владелец заведения. Сама услуга предоставляется бесплатно — она «зашита» в общую стоимость стоимость услуги Wi-Fi, для юрлица она составит 3 тыс. руб. в месяц при скорости интернета 2 Мбит (достаточно для того, чтобы 15–20 человек «комфортно пользовались сетью»).
У МТС есть ряд публичных точек Wi-Fi в городах России, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. МТС предоставляет компаниям-партнерам услугу идентификации бесплатно, но абонент при подтверждении оплачивает исходящую СМС по подключенному у него тарифному плану. Стоимость услуги Wi-Fi для юрлиц у МТС начинается от 1,2 тыс. руб. в месяц при скорости 6 Мбит.
«МегаФон» рассматривает публичные сети Wi-Fi как элемент повышения лояльности клиентов, рассказала пресс-секретарь оператора Алия Бекетова. Такие сети есть, например, в «Сапсане», но услуга для пользователей платная. Пока компания не предоставляет возможность идентификации пользователя по СМС.
По другому пути
Стоимость услуг «Энфорты» (идентификация, предоставление точки доступа Wi-Fi и канала связи) составляет от 2 тыс. до 7,8 тыс. руб. в месяц для одного заведения. Идентификация происходит по номеру телефона, рассказывает представитель компании Сергей Широков.
Некоторые IT-компании планируют заработать на новых правилах — например, компания «МаксимаТелеком», оператор сети Wi-Fi в московском метро, или компания-стартап HotWi-Fi.
Использование системы идентификации и авторизации, которую прошли уже несколько миллионов пассажиров метро, позволит ресторанам и торговым центрам исключить затраты на отправку СМС, которые в среднем составляют 1 руб. на пользователя, объяснил представитель компании Илья Грабовский.
По его расчетам, собственная разработка системы идентификации может стоить заведениям 10–20 тыc. долл., при этом ежемесячно придется тратить на ее обслуживание около 1 тыс. долл. — на зарплату техническому персоналу или сторонней компании, которая будет поддерживать работу системы. Он добавил, что «МаксимаТелеком» позволит зарабатывать на публичных сетях Wi-Fi и владельцам заведений, так как помогает размещать рекламу на стартовой странице доступа. Заведениям услуга идентификации от «МаксимаТелеком» будет обходиться в сумму до нескольких десятков тысяч рублей в месяц (при расчете стоимости учитываются проходимость, площадь залов и другие факторы).
HotWi-Fi, основанная Дмитрием Степаненко в 2012 году, позволяет кафе авторизовывать пользователей с помощью соцсетей и уже зарабатывает на этом по 2 млн руб. в месяц. Ежемесячная абонентская плата за идентификацию составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб. с одной точки, отметил Степаненко. Клиентами HotWi-Fi являются более 1 тыс. заведений, например BaskinRobbins, KFC, Subway: они предлагают своим посетителям «дружить» в соцсетях при подключении к интернету.
Предприниматель признался, что пока не чувствует повышения спроса на инструменты идентификации. Но если ответственность за исполнение постановления переложат с операторов на владельцев точек доступа, то внимание к этим решениям, естественно, возрастет, считает он.
Справка
Постановление правительства №758, вступившее в силу 13 августа 2014 года, обязывает владельцев заведений, где есть бесплатный Wi-Fi, идентифицировать пользователей. Согласно постановлению, а также последующим разъяснениям Минкомсвязи, идентификация может осуществляться тремя способами — по документу, удостоверяющему личность (паспорт, водительские права и т.д.), номеру мобильного телефона или учетной записи на сайте госуслуг.
Отсутствие в постановлении какого-либо наказания и непонимание, на ком лежит ответственность — на интернет-провайдерах или самих заведениях, привело к тому, что владельцы ресторанов и торговых точек не спешили с выполнением новых норм. Министр связи Николай Никифоров обещал, что ответственность будет определена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).
По данным гендиректора «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, на начало 2015 года в России было 63 тыс. точек публичного доступа Wi-Fi, 45 тыс. из которых обслуживали операторы «большой тройки»: лидер в этом сегменте — «ВымпелКом» с долей в 37%, МТС контролирует 14%, а «МегаФон» — всего несколько процентов.