В рейтинг вошли компании, начавшие продавать франшизы не позднее декабря 2013 года (чтобы использовать для расчетов среднюю выручку и прибыль франчайзинговой точки за полный год) и открывшие в России не менее 50 точек.
Ограничений по размеру стартовых вложений (паушальный взнос, стоимость ремонта и оборудования помещения, минимально необходимого объема товаров, аренды за первый месяц работы и т. д.) составители рейтинга не ставили.
В шорт-листе (45 франшиз) нижний порог инвестиций оказался на уровне 200 тыс. рублей. В список не попали компании, не предоставившие финансовые показатели, а также те, у кого число закрытых точек за 2014 год превысило 50 % от числа открытых за тот же срок.
Лонг-лист (180 франшиз) составлен с учетом данных Beboss.ru, Buybrand.ru, Coolidea.ru, Franshiza.ru и Myfranch.ru. Франшизы в шорт-листе оценивались по средней годовой выручке одной точки, маржинальности, соотношению прибыли и стартовых вложений
На второй строке рейтинга сеть кафе Tea Funny, торгующая напитком «баббл ти», придуманном на Тайване (коктейль на основе чая с добавлением молока, сиропов и желеобразных шариков с соком внутри).
Tea Funny развивает несколько форматов: кафе с отдельным помещением, киоски на колесах, модульные точки и проект для пешеходных зон Tea Funny Point (торговая точка занимает всего 4 кв. м). Роялти в размере 4 % выручки платится со второго года работы точки. Потенциальные франчайзи могут получить кредит на открытие бизнеса в Росбанке в рамках программы «Успешный старт».
Tea Funny
Запуск франшизы: 2012
Собственные/франчайзинговые точки: 25/164
Открытые/закрытые точки в 2014 году: 87/2
Вложения: 0,8 млн руб.
Выручка/прибыль: 6,6 млн руб./4,2 млн руб.
Франшиза бара Harat’s Pub в ирландском стиле с концепцией «по дороге домой» стала 23-й в списке.
Первый Harat’s Pub открылся в 2009 году в Иркутске. Сейчас Harat’s Pub есть в Москве, Красноярске, Сочи, Петропавловске-Камчатском. Размер роялти — 25 тыс. рублей в месяц. Обещанный срок окупаемости от 1,5 лет.
Harat’s Pub
Запуск франшизы: 2010
Собственные/франчайзинговые точки: 21/50
Открытые/закрытые точки в 2014 году: 29/2
Вложения: 13 млн руб.
Выручка/прибыль: 27 млн руб./6 млн руб.
Строчкой ниже (№24) – франшиза пиццерии Il Patio, одна из самых старых в России и самая дорогая в рейтинге. Вложения, по крайней мере в крупных городах, того стоят: к примеру, в центре Москвы один ресторан может приносить более 140 млн рублей выручки в год. В небольших городах можно рассчитывать на 13 млн рублей в год.
Il Patio
Запуск франшизы: 2003
Собственные/франчайзинговые точки: 76/69
Открытые/закрытые точки в 2014 году: 11/5
Вложения: 29 млн руб.
Выручка/прибыль: 38,5 млн руб./5,8 млн руб.
Как напоминает Леонид Шляховер, совладелец компании Tea Funny (№2 в рейтинге), «рекомендации франчайзера похожи на предписания врача. Он может выписать таблетки, но не всегда в силах проконтролировать пациента». Успех франчайзингового дела зависит не только от бренда и бизнес-модели, но и от уровня конкуренции и платежеспособного спроса, источника инвестиций, структуры и величины накладных расходов, наконец, от управленческих способностей покупателя франшизы. Однако франшиза не требует вложений в создание продукта, технологии, торговой марки, что позволяет надеяться на скорый возврат средств.