При продвижении нужно учитывать, что мы продаем не просто чашку кофе – это 15 минут удовольствия, новые ощущения от вкуса и аромата, возможность отвлечься и поднять настроение. Так что оперировать нужно не сухими данными о сортах, а эмоциями.
В распоряжении крупных компаний – стандартизированный продукт, низкие цены, широкая дистрибуция, огромные рекламные бюджеты. Отдельным кофейням и небольшим сетям не стоит пытаться использовать те же инструменты, нужно понять, что особенного вы можете предложить гостям и сделать это вашими сильными сторонами.
• способы приготовления: используйте кемекс, харио, аэропресс и другие альтернативы кофемашине – они приобретают все больше поклонников и помогут привлечь гостей;
• уникальный продукт: вашим преимуществом могут редкие сорта, которые, как правило, не интересны крупным игрокам рынка;
• информация о продукте: не упускайте возможность пообщаться с гостем и рассказать ему о кофе, который он пьет, ‒ знания побуждают возвращаться и пробовать новое. Это сильный инструмент для небольших заведений;
• ассортимент: в отличие от крупных компаний с регламентированной подборкой, вы можете позволить себе следить за свежими урожаями, постоянно предлагать в кофейне что-то особенное. Не бойтесь отпугнуть клиентов – кофеманы, как правило, открыты всему новому;
• свежий кофе: с помощью собственного ростера можно продвигать именно свежую обжарку – по аналогии со свежим хлебом;
• качество: пусть вас не пугает более высокая цена – лучше продается качественный, более вкусный кофе, а не тот, что подешевле;
• индивидуальное приготовление: хорошо обученные бариста могут создавать особенный напиток для конкретного клиента – это создает особую атмосферу и чувство собственной важности гостя;
• сервис и атмосфера: в небольшой кофейне можно избежать казенных приветствий и стандартизированного интерьера. Музыка, ароматы, обстановка, профессиональные и общительные бариста помогают сформировать у гостя особое ощущение от главного – кофе;
• контакт с фермами: чтобы узнавать о продукте из первых рук, можно поддерживать отношения с плантаторами напрямую либо запрашивать информацию у обжарщиков;
• качественное оборудование: откровенно плохие машины сейчас трудно встретить, но выбирать все равно нужно тщательно – многие хорошие модели не справляются с большим потоком посетителей. Важна и визуальная составляющая – людям нравится красивая техника;
• увлеченная команда: подбирайте персонал, действительно любящий кофе, – ваши гости это оценят.
Различные маркетинговые мероприятия, которые вы можете проводить в кофейне, зависят от этапа ее функционирования.
Открытие желательно анонсировать – развесить объявления или повесить на окне плазменную панель с красивыми и интересными видеороликами о кофе для привлечения внимания; сделайте рассылку купонов по ближайшим адресам – предложите предъявителю бесплатный эспрессо или хорошую скидку. Если кофейня находится в торговом центре, пройдитесь по другим точкам, предложите соседям скидку на кофе – так вы наберете некоторое количество клиентов заранее.
Когда кофейня уже заработала, нужно сгенерировать поток посетителей и убедить их, что пить кофе нужно именно у вас; особенно важны первые месяц-два – чтобы запомниться с лучшей стороны. Пусть активность будет максимально яркой – устраивайте дегустации, привлекайте промоутеров. Хорошо работают перекрестные акции – например, обмен купонами с соседней кондитерской, когда при покупке десерта клиент получает купон на бесплатный кофе в вашей кофейне; также подойдут кинотеатры, магазины и пр. Участвуйте в жизни города – различных фестивалях и концертах.
Продавайте сам кофе ‒ в зернах и молотый: заваривая его утром, человек будет ассоциировать аромат и вкус с вашей кофейней. Вам понадобятся кофемолка, стойка и сотрудник-продавец. Торговать можно и различными кофейными аксессуарами.
Если есть возможность – проводите в выходные дни мастер-классы по приготовлению кофе.