«Детальный аудит каждого объекта позволяет поддерживать высокое качество услуг и стандартизировать бизнес-процессы»
С 2012 года были открыты и находились в управлении 45 «Хостелов Рус». Компания меняла стратегию развития, и часть хостелов, работающих под ее управлением и брендом, были переименованы и вышли из сети. Сейчас «Хостелы Рус» ‒ это 26 объектов (три из них – собственные): 24 в Москве и по одному в Воронеже и Нижнем Новгороде.
С чего все началось?
Я очень хотела маленький бизнес. Стоял выбор между антикафе и хостелом, хотелось что-то творческое и домашнее.
Первый хостел открывался на собственные средства, я вложила около 700 тыс. руб. (удалось найти помещение с хорошим ремонтом и недорогой арендной платой), которые вернула через 5 месяцев работы.
Какие ошибки были допущены на первых порах?
С первым хостелом ‒ всевозможные (улыбается), но именно они и дали возможность научиться работать продуктивно, ведь нормативных актов, регламентирующих деятельность хостелов, сейчас нет, соответствующие программы обучения тоже отсутствуют. Конечно, по неопытности можно сравнить хостелы с гостиничным хозяйством, но между ними большая разница: в документации, особенностях размещения гостей, структуре и количестве персонала, системе уборки.
Какова ваша целевая аудитория?
Она отличается от других хостелов. В первую очередь это люди, соблюдающие правила сети: отсутствие алкоголя, наркотиков, соблюдение порядка и тишины. Мы очень уважаем своих гостей и стараемся создать максимально комфортные условия проживания.
Аудитория меняется в зависимости от сезона: летом ‒ туристический поток из России и дальнего зарубежья, осенью ‒ гости из регионов, приезжающие на заработки, посетители профильных выставок, школьники, зимой ‒ туристы и школьники, весной ‒ те же ученики плюс гости из регионов.
Как вы поняли, что проект готов к масштабированию?
При открытии первого хостела было сделано столько ошибок, что через четыре месяца работы захотелось открыть второй ‒ без ошибок, с учетом опыта; так я и сделала. Еще через три месяца был открыт третий хостел. Показатели были отличные: 80‒85 % загрузки, высокий доход, интересные гости. Через полгода появились брокеры и предложили купить все хостелы, цену тогда предложили завышенную, и сделка состоялась. Получается, что потенциал к развитию в России мы увидели через год – после продажи хостелов.
Мы с командой начали открывать хостелы под ключ, но быстро поняли, что такая модель неэффективна: мы открываем объект, объясняем, как надо работать, но спустя несколько месяцев оказываемся на руинах ‒ практика показала, что собственники не справляются со своим бизнесом.
В конце 2014-го мы сменили модель работы с франчайзи: создали систему, при которой управляющая компания берет на себя ответственность за бухгалтерию, рекламу, персонал, создание новых бизнес-механизмов; у франчайзи появилась ответственность, стало необходимым соблюдать правила сети, вести документацию. Это привело к выходу из сети нескольких игроков.
Сейчас вы открываете хостелы только по франчайзингу?
Стратегически мы настроены на расширение по всей России именно с участием франчайзи. В Москве мы планируем продолжать открывать объекты самостоятельно, но пока ищем необычные форматы помещений.
Расскажите о франшизном пакете.
Приобретая его, франчайзи получает наставника ‒ опытного менеджера, на счету которого работа не менее чем с пятью хостелами (открытие и управление). Менеджер следит за выполнением плана развития, который составляется с первого дня работы по франшизе, и при необходимости корректирует его.
Франчайзи пользуются услугами всех наших поставщиков, каждый из которых предоставляет высокие скидки ‒ мы являемся оптовыми покупателями. Перед началом работы каждый франчайзи проходит двухнедельное обучение и практику в действующих хостелах. Мы берем на себя подбор, обучение и стажировку персонала. Ежемесячно хостел посещает «тайный гость», предоставляющий результаты проверки на четырех листах. Если они показывают, что франчайзи не справляется, мы проводим дополнительное обучение и консультации.
Стоимость франшизы ‒ от 300 тыс. руб. Существуют также дополнительные ежемесячные отчисления в размере 15 тыс. руб., обеспечивающие организацию крупных маркетинговых мероприятий по развитию сети и привлечению гостей.
Как скоро франчайзи может рассчитывать на прибыль?
Все зависит от подготовки и желания самого франчайзи. В среднем чистую прибыль – после окупаемости – можно ожидать через полгода‒год. На текущую прибыль – плюсовой месячный оборот за вычетом расходов – хороший объект выходит уже на второй месяц работы. А хостелы, которым не повезло с франчайзи, первые три месяца обычно работают в ноль.
Расскажите о корпоративном размещении.
Мы сотрудничаем с МТС, Torro Grill, Oriflame и другими компаниями. Договоры со всеми разные, но общий смысл ‒ это размещение сотрудников в наших хостелах по низким ценам, но с высоким качеством услуг.
Кто ваши конкуренты?
Сейчас мы ‒ самый крупный игрок на рынке, поэтому конкурентов как таковых нет. У нас есть своя аудитория, которая ценит качество услуг. Детальный аудит каждого объекта позволяет поддерживать высокое качество услуг и стандартизировать бизнес-процессы, а в других хостелах системы нет и не может быть: один хостел ‒ это бизнес для души, а сеть ‒ четкая структура.
Вы работаете над законодательной базой работы хостелов. Чего удалось достичь?
У нас есть подробный план для структурирования этого вида бизнеса, но мне бы пока не хотелось рассказывать детали. Скорее это повод для дополнительной встречи через полгода.
Какие планы на будущее? Интересно ли вам развитие за границей?
В поездах РЖД по всей России уже распространяется купонная книжка «Живые деньги». Там представлены различные товары и услуги со скидками, среди гостиниц – только наши хостелы. По первым данным это эффективный метод продвижения – показатели продаж очень хорошие.
Собираемся открыть хостелы в 60 городах России, в Москве – довести их количество до пятидесяти. На зарубежный рынок выходить пока не планируем.