«Если наша бизнес-модель окажется удачной, то мы, возможно, будем развивать проект с привлечением партнеров по франчайзинговой программе»
Ginza Project запускает новый проект GinzaTruck ‒ передвижные рестораны с кухней, об этом сообщил совладелец ресторанного холдинга Дмитрий Сергеев. «Мы заказали 15‒18 специальных фургонов, или фудтраков, на базе шасси "КамАЗа", их сборка осуществляется в США. Всего мы планируем заказать около сотни таких "ресторанов на колесах"», ‒ отметил Сергеев.
По его словам, в фургоне разместятся настоящая кухня и все необходимое оборудование: этим GinzaTruck будет отличаться от других сетей, работающих в таком формате (в основном это закусочные с едой, которую нужно разогревать). Ginza обещает запустить первые мобильные рестораны в Москве и Санкт-Петербурге. Дмитрий Сергеев оценивает инвестиции в проект в 20 млн долл., срок окупаемости ‒ в два года. «Если наша бизнес-модель окажется удачной, то мы, возможно, будем развивать проект с привлечением партнеров по франчайзинговой программе», ‒ комментирует ресторатор.
С планами Ginza по запуску новой сети знаком руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. Но, пояснил он, формат фудтраков сейчас не используется из-за законодательных ограничений. «Объекты общепита должны иметь стационарное подключение к канализации, водоснабжению и соответствовать ряду других требований», ‒ говорит чиновник, отмечая, что в целом эта концепция городу интересна. Фудтраки можно задействовать на массовых мероприятиях ‒ фестивалях и праздниках, ‒ но сначала этот вопрос необходимо согласовать с Роспотребнадзором, уточнил Немерюк. В Роспотребнадзоре запрос переадресовали в Минпромторг, который разрабатывает требования к торговым объектам.
Заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов уверяет, что формат ресторанов на колесах законен, но проблема в том, что пока не утвержден порядок размещения мобильных объектов. «Поэтому, например, в Москве автолавки и автокафе размещаются как нестационарные торговые объекты, что помешало развитию перспективного формата, ‒ поясняет замминистра. ‒ Требование торговать в одной точке привело к тому, что машины перестали уезжать на ночь и постепенно приобрели все признаки киоска».
Такие объекты при нынешнем мэре Москвы пока не приживаются. Утвердив один проект киосков и продав права на размещение предпринимателям, мэрия снова решила поменять их внешний вид. «Сейчас чиновники Москвы фактически занимаются тем, что все время ищут нормы в санитарных правилах, запрещающие торговать едой в нестационарных объектах», ‒ говорит один из собеседников «Ъ».
При размещении фудтраков и мобильных торговых объектов возникает еще одна проблема — оформление аренды участка для размещения, говорит один из рестораторов. «Если речь о парках или ВДНХ, то нужно договариваться с их администрацией», ‒ говорит он. Мэрия может передать свои участки, в том числе и для мобильной торговли, в основном по конкурсу. В том числе из-за этого провалился эксперимент по запуску в столице автофургонов по продаже колбасных изделий в жилых районах. Фургоны планировалось размещать на разрешенных ПДД стоянках грузового транспорта, а их владельцы должны были выплачивать городу 30‒40 тыс. руб. в месяц. Кроме того, чиновники не смогли договориться с продавцами о размещении: городу нужны были «колбасные» фургоны в районах, не обеспеченных торговыми площадями, но они представляли незначительный интерес для предпринимателей.
Виктор Евтухов говорит, что недоработки концепции мобильной торговли можно устранить на уровне закона о торговле. «Минпромторг подготовил соответствующий законопроект, мы рассчитываем внести его на рассмотрение Госдумы в осеннюю сессию», ‒ пообещал замминистра.