В кризис становятся популярными форматы низкого ценового диапазона, который эксперты определяют границами от 500 тыс. до 4 млн руб. Тут отмечаются серьезные перспективы роста у концепций вроде мини-кофеен
Основные реалии потребительского рынка сегодня заключаются в резком падении покупательской активности и снижении чека, причем во всех сегментах. Все компании, работающие на рынке, вынуждены заниматься оптимизацией операционной деятельности. Рынок франчайзинга — в общем тренде, однако по подсчетам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), общая динамика роста франчайзинга с начала года составила 15 %.
На место закрывшихся точек приходят более живучие фастфуды: в РАФ отмечают, что на рынке наблюдаются серьезное увеличение спроса на недорогие концепции, прежде всего в общепите.
Противоречивые прогнозы
В 2014 году оборот российского рынка франшиз оценивался, по разным данным, в сумму около $5 млрд, а его вклад в ВВП колебался от 1 до 3,5 %. В начале 2014-го портал franshiza.ru сообщал о 1300 франчайзинговых концепциях и 74,6 тыс. франчайзинговых точках, работающих на рынке. Эксперты компании EMTG (BuybrandEXPO, информационный портал buybrandINFO) говорят о 700–1000 франчайзерах, работающих сегодня.
Некоторые участники рынка призывают смотреть не на цифры, а на качество брендов. «У нас в базе 2,5 тыс. франчайзеров, включая иностранных, ‒ говорит Екатерина Сойак, гендиректор EMTG. ‒ Но если говорить о концепциях, которые присутствуют на рынке больше пяти‒семи лет, то это 300 компаний максимум. Это те, кто стоит на ногах, развивается и выстраивает долгосрочную стратегию и, в конце концов, работает».
По мнению Екатерины Сойак, на рынке много компаний, у которых нет долгосрочной стратегии и понимания того, что франчайзинговая схема — это обоюдный процесс работы и принятия ответственности на себя. Имеется также целый пласт компаний, где ничего нет, кроме обещаний окупаемости за три месяца. И в этом смысле кризис может оказаться весьма отрезвляющим средством.
Оптимистичные прогнозы поддерживают не все ‒ например, исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко отмечает активное появление «сырых» франшиз и сегодня. А поскольку никакого абсолютно четкого механизма регулирования, кроме собственно рыночного, в этой области нет, остается надеяться на то, что потенциальные франчайзи сегодня стали более разборчивыми и грамотными.

Два кризиса
Согласно данным РАФ, рынок франчайзинга с 2008 по 2014 год вырос в 2,5 раза. По подсчетам экспертов EMTG, по сравнению с 2009-м рынок изменился и структурно: если до 2008 года около 65 % на нем занимал ретейл, а услуги и общепит делили поровну по 15 %, к 2015-му всей рознице принадлежало около 45 %, общепит вырос до 25 %, остальное разделили между собой сфера услуг и иные секторы.
Какой тренд будет сегодня, никто прогнозировать не берется. «Сейчас кризис, на мой взгляд, более продолжительный, глубокий и самостоятельно нами усугубленный. Поэтому и стратегия у франчайзинговых компаний другая. Нужно выжить, трансформироваться и занять рынок уже в другом качестве», ‒ считает Юрий Михайличенко.
Растущие направления
В кризис становятся популярными форматы низкого ценового диапазона, который эксперты определяют границами от 500 тыс. до 4 млн руб. Тут отмечаются серьезные перспективы роста у концепций вроде мини-кофеен и прочих розничных корнеров, причем не только продовольственных.
Эксперты прогнозируют прирост франчайзи за счет собственников помещений, для которых цена открытия существенно ниже, чем для арендаторов. Но и классические, чаще некрупные инвесторы, вкладывающие собственные средства в целях их сохранения, сейчас исчисляются десятками тысяч. По мнению исполнительного директора РАФ, для рынка франчайзинга этого мало.
«Мы считаем, что в России должно быть не менее 400 тыс. точек продаж франчайзинговых сетей до 2025 года. Это в десять раз больше, чем сегодня. Допустим, до 100 тыс. рост будет происходить за счет существующих предпринимателей ‒ инвесторов. Потом рост может резко остановиться», ‒ полагает Юрий Михайличенко. И призывает всех, включая госорганы, несмотря ни на что, заниматься формированием нового класса предпринимателей, часть из которых станет франчайзи.

Пока же увеличение количества предпринимателей и оборотов можно прогнозировать за счет регионов ‒ именно там весь год отмечается бурная активность и тех, кто покупает, и тех, кто продает франшизы. Российские регионы начинают осваивать даже те бренды, которые раньше открывали новые точки самостоятельно. «Президент ОАО ”Росинтер ресторантс холдинг“ Сергей Зайцев сообщил недавно, что холдинг готовится к выводу британской сети Costa Coffee в Сибирь, ‒ рассказывает Екатерина Сойак. ‒ Перед необъятными возможностями Сибири не устоял даже McDonald's ‒ буквально на днях корпорация заключила первый в России крупный договор франчайзинга со структурами кемеровского ОАО “Инрусинвест“. Рестораны McDonald's будут открываться по франшизе в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и Алтайском крае, а объем инвестиций в проект составит 3 млрд руб.».
Выходят франчайзеры и за пределы страны. Так, прием заявок на покупку франшизы открыла в Казахстане компания «Кофе СЭТ» — владелец мастер-франшизы австрийской Coffeeshop Company на территории России и СНГ. Питерская сеть дискаунт-баров Killfish недавно представи ла свою концепцию на выставке франшиз в Польше, российская сеть пироговых «Штолле» вышла на британский рынок, открыв свое первое франчайзинговое заведение в Лондоне. Кафе сети «Тревеллерс кофе», основанной в Новосибирске американцем Кристофером Тара Брауном в 2000 году, уже работают в Китае (а также в Азербайджане, Казахстане и на Украине). И даже если речь пока не идет о глобальной экспансии, то тенденция налицо.