Главное отличие текущего кризиса по сравнению с кризисом 2008 года участники конференции видят в принципиально ином уровне рынка
Статистика и реальность
Участники рынка сошлись во мнении, что несмотря на оптимистичную официальную статистику, свидетельствующую о 16 %-м росте объемов въездного туризма, реальные цифры гостиничных сетей демонстрируют падение занятости номерного фонда в среднем на 10 %. При этом, как отметил генеральный директор сети Cronwell Алексей Мусакин, выездной турпоток снизился на 34 %.
Такое разночтение между официальной и рыночной статистикой частично объясняется неоднородностью гостиничного рынка России. Например, в Москве снижение нагрузки на отели, по оценкам участников конференции, чувствовалось заметно. В то же время в некоторых регионах поток вырос ‒ однако зачастую это свидетельствует не о росте числа туристов, а о том, что первые качественные отели с профессиональными управляющими в ряде региональных городов открылись в прошлом-позапрошлом году и только начали набирать обороты. А вот устаревшие объекты, многие из которых были построены еще в советское время, теряют клиентов.
По оценкам старшего директора по развитию в России и странах СНГ Marriott International Михаила Колесника, современные региональные отели (например в Санкт-Петербурге, Иркутске, Казани) чувствуют себя хорошо, но управляющим каждого из них пришлось разработать свой антикризисный план. Скоро станет ясно, насколько эти планы были предусмотрительны.
Несмотря на падение среднего уровня загрузки гостиниц Москвы, столица несопоставимо опережает по количеству отелей остальные города страны. Более того, по словам управляющего партнера УК «Альянс Отель Менеджмент» Вадима Прасова, планы московского правительства построить еще 200 гостиниц не пересматривались ‒ несмотря на кризис.
Тренды и кризис
Эксперты отмечают несколько развивающихся трендов.
Во-первых, это снижение объема сегмента MICE.
Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality In.Comm сообщила, что сократилось не только число компаний, готовых провести мероприятия в гостиницах, но и их бюджеты. Соответственно, корректируются планы и отделов продаж проектов, предоставляющих услуги MICE (другие мнения о ситуации на рынке MICE – в
материале по итогам International MICE Geography Show).
Во-вторых, валютные колебания привели к повсеместному росту услуг подрядчиков, оказывающих услуги эксплуатации (в частности клининг) и закупающих иностранное оборудование и расходные материалы. Это тоже увеличило финансовую нагрузку на отельеров.
В-третьих, на том же фоне роста валют и дорожающих заграничных поездок участники рынка отмечают повысившийся интерес россиян к загородным рекреационным проектам ‒ однако эксперты отмечают, что эту тенденцию еще нельзя назвать сформировавшейся. Впереди осенний сезон, в который и загородные отели могут почувствовать отток отдыхающих.
Главное отличие текущего кризиса по сравнению с кризисом 2008 года участники конференции видят в принципиально ином уровне рынка. В большинстве крупных городов количество современных отелей выросло в разы относительного того, что было 5‒10 лет назад. Поэтому сетям приходится конкурировать не столько за счет цены, сколько новыми пакетами предложения и новыми продуктами.
Перспективы
Алексис Фейя, заместитель директора по развитию AccorHotels, считает, что профессиональным операторам нужно создать в России в целом и каждом крупном городе в отдельности гостиничные кластеры: так за клиента будет бороться не отдельная гостиница, а все игроки сообща. Такая схема, по его словам, работает в Сочи, где сегодня загружены даже те гостиницы, которые не находятся рядом с морем.
Александр Баканов, управляющий Hilton Garden Inn Moscow New Riga, делает ставку на новые виды услуг: «Мы развиваем сегмент individual travel. Понимая, что гости не поедут к нам на 7 дней или 2 недели, этим летом мы запустили all inclusive. Не важно, в какой категории мы привыкли работать. Нужно ломать стереотипы, расширяя спрос».
Представители компании NAI Becar и ГК «Пионер» видят перспективы в развитии сегмента
апарт-отелей. Этот формат, по их словам, привлекателен для гостей столицы, которым необходима кухня в номере, в том числе для средне- и долгосрочного проживания.
Для развития гостиничного сегмента в короткие сроки – к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году, необходима государственная поддержка. Например, когда Минск готовился к чемпионату мира по хоккею, девелоперы, строящие отели, были освобождены от налогов, преференции получали участники рынка и в Тбилиси, и в Киеве; в России же нет госпрограмм поддержки отрасли. Апарт-отели, по словам экспертов, имеют в этой ситуации определенное преимущество – за счет смешанного формата, ориентированного не только на сдачу, но и на продажу номеров. Таким образом, девелопер получает дополнительный диверсифицированный доход, который может направлять на развитие бизнеса, не завися от финансовой поддержки со стороны.