До прихода на должность генерального директора Radisson Royal Алексей Микушко занимал аналогичные позиции в ТРЦ «Европейский» и ТК «Гранд», также принадлежащих бизнесменам Году Нисанову и Зараху Илиеву.
1 октября 2010
Раскинуть сети: гостиничный бизнес в регионах
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Хотя российская гостиничная отрасль развивается быстрыми темпами, региональный рынок преимущественно состоит из объектов советской постройки и нуждается в новых отелях. Впрочем, в регионах спрос на гостиничные услуги высокого уровня вызывает интерес как у девелоперов, так и у управляющих компаний, в том числе, международных. Обратим внимание на активность крупнейших мировых игроков в развивающихся региональных городах России.
В большинстве городов гостиницы под управлением международных операторов пока отсутствуют, что существенно облегчает процесс выхода на рынок и завоевание его доли
Долгожданная оттепель
В конце 2008 – начале 2009 гг. ряд проектов оказался «замороженным»: не все девелоперы смогли справиться с новыми условиями и решить проблему финансирования проектов. В результате сроки открытия отелей сдвинулись на неопределенный срок. Еще одной чертой периода стала продажа активов владельцами отелей, испытывающих финансовые трудности. Таким образом, кризис открыл неплохие возможности для инвесторов по приобретению уникальных, знаковых объектов. Сейчас можно наблюдать «оттепель» – череду открытий, так как на рынок начали выходить гостиницы, заявленные много лет назад.
«Все международные гостиничные операторы, присутствующие на сегодняшний день в России, в большей или меньшей степени заинтересованы в регионах, – подтверждает Дэвид Дженкинс. – Степень их заинтересованности во многом зависит от их стратегии развития и от тех брендов, которые они могут предложить для региональных гостиниц.
Наиболее активны Rezidor (в основном, бренд Park Inn), Accor (преимущественно Ibis), Intercontinental (Holiday Inn), Marriott (Courtyard) и Hilton (главным образом Garden Inn) – данные бренды наиболее подходят для регионов, где в основном присутствует спрос на гостиничные услуги экономической и среднеценовой категории. Для некоторых региональных городов операторы предложили бренды более высокого позиционирования – тем не менее, в настоящее время это является не тенденцией, а скорее исключением».
Первый пошел, второй приготовился
В России сегмент недорогих качественных гостиниц практически не развит. Международные гостиничные сети долгое время фокусировали свое внимание лишь на Москве и Санкт-Петербурге, открывая здесь отели категории «пять звезд». В большинстве городов гостиницы под управлением международных операторов пока отсутствуют, что существенно облегчает процесс выхода на рынок и завоевание его доли.Сначала на региональный рынок вышла международная компания Rezidor Hotel Group, в 1991 году «поставившая флажок» Radisson на юге страны (Radisson SAS Лазурная).
Rezidor стал первопроходцем в России, и опыт ведения бизнеса в нашей стране не обошелся без неприятных моментов. Так, компания отозвала франшизу у Radisson SAS Лазурная, когда новый владелец стал пренебрегать стандартами бренда. Позже, в 2008 и 2010 гг, франшизу получили отели в Ростове-на-Дону и Калининграде.
Французская компания Accor открыла первый отель в Москве в 1992 году. На сегодняшний день у компании восемь отелей в России (по четыре Novotel и Ibis). В этом году появился отель в Екатеринбурге. Его строительство шло более двух лет. Инвестиции в проект составили 30 млн. долларов. Инвестор – российская компания «Кеско» (отель будет находиться в ее собственности) – рассчитывает окупить вложения в течение 10–12 лет.
В течение ближайших лет «Кеско» собирается запустить отели категории 3, 4 и 5 звезд под международными брендами в Краснодаре, Новороссийске, Санкт-Петербурге и Уфе. А Accor заявил об открытии в 2010–2011 годах трех отелей сети Ibis в Нижнем Новгороде, Самаре и Ярославле.InterContinental Hotels Group, четыре из шести отелей которого расположены в Москве, весной 2008 года открыл первую очередь Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside 4* на 54 номера в Челябинске. Вторая очередь увеличит фонд на 160 номеров. Другой отель этого бренда находится в Самаре.
В следующем году откроется еще один Holiday Inn в Ростове-на-Дону. Также британская гостиничная группа развивает сеть отелей более высокой категории: в Нижнем Новгороде появятся Crowne Plaza (стандарт «4+») и апарт-отель Staybridge Suites («четыре звезды»). Staybridge Suites представляют собой апартаменты для длительного проживания с обстановкой, близкой к домашней. По мнению экспертов, совмещение двух брендов в одном здании уменьшает риск незаполняемости отеля в низкие сезоны, а также дает возможность увеличить прибыль проекта.
Круглые отличники
Помимо того, что регионах недостаточно гостиниц эконом-класса, значительная доля крупных городов России не располагает и 5-звездочными отелями. Некоторые операторы уверены, что спрос на высококлассные гостиничные услуги под управлением международно-признанных брендов с каждым годом будет расти вопреки пессимистичным прогнозам. Этим летом в Геленджике открылся пятизвездочный курортный отель Hilton Gelendzhik Resort and Spa.
Договор франчайзинга был подписан с компанией «ИнвестГрупп-Отель». Это вторая гостиница Hilton в России (в 2008 году открылась знаковая Hilton Moscow Leningradskaya). В следующем году состоится открытие еще двух отелей: пятизвездочные Doubletree by Hilton появятся на юге, в Сочи (здесь отель будет включать 15 вилл) и в Перми. Не осталась без внимания гостиничной империи и Самара – здесь откроется Hilton Garden Inn Samara. По данным компании Blackwood, в августе был подписан договор франчайзинга между Hilton Hotels Corporation и компанией «Луч» об открытии к 2014 году Hilton Garden Inn на 180 номеров в Омске. Годом раньше в городе откроется еще одна гостиница под брендом Hilton на 176 номеров. Пока здесь функционирует только один отель под управлением международного оператора: Ibis Sibir Omsk на 168 номеров.
Кстати, в 2007 году Hilton сообщил прессе о весьма глобальных планах. Тогда речь шла об открытии в России 70 объектов в течение 10 лет.«Наличие отелей категории люкс под управлением международно-признанного гостиничного оператора позволит городам привлекать новых гостей», – уверен Джанни ван Даален, региональный президент группы отелей «Кемпински» в странах Европы. Недавно группа Kempinski подписала соглашение с компанией «Волга-Инвест» об управлении отелем на 250 номеров в Нижнем Новгороде. Отель «Кемпински Плаза Нижний Новгород» станет первым в городе роскошным пятизвездочным отелем международного уровня. Открытие запланировано на 2011 год.
В «Кемпински Плаза Нижний Новгород» активно развивается направление частных резиденций – совмещение частного проживания с высококлассным сервисным обслуживанием гостиничного оператора является новой глобальной тенденцией в работе компании. На юге России также появится отель группы: Kempinski Hotels подписала договор с компанией «Ренессанс-Дон» об управлении новым роскошным пятизвездочным отелем на 220 номеров. Он появится в Ростове-на-Дону на месте гостиницы «Большая Московская», ведущей свою историю с начала 20 века. В рамках программы реконструкции будет сохранен фасад здания 1896 года. Открытие «Кемпински Московская, Ростов-на-Дону» ожидается в 2012 г.На повестке дня «Кемпински» открытие новых отелей и в других крупных региональных центрах – Новосибирске, Казани и Екатеринбурге.
Географические линии присутствия отелей «Кемпински» в ближайшие пять лет должны очертить большую часть карты России, заявляют в компании. Подобная стратегия развития является отнюдь не случайной – задействованными оказываются как перспективный столичный рынок, так и фактически неосвоенная плоскость регионального сотрудничества. Однако московский рынок остается в зоне интересов упомянутых компаний: практически каждая из них анонсировала открытия в столице в ближайшей перспективе.
В 2011 году появятся отель «Кемпински Никольская» на 200 номеров (в настоящее время идет реставрация исторического здания), а также подмосковный курортный комплекс «Кемпински Березки» на Клязьминском водохранилище – проект является абсолютно новым направлением работы для компании в российских реалиях: прежде основные усилия были направлены на работу с бизнес-клиентами и гостями столицы, однако потребность в рекреационных сервисах премиум-класса обусловила запуск соответствующего пилотного проекта. Новые отели в столице также откроют Marriott, Rezidor и другие гостиничные операторы.
Естественный отбор
Как правило, проекты международных брендов отвечают таким критериям, как расположение в исторических центрах городов, номерной фонд на 220–250 номеров, широкие возможности для проведения деловых мероприятий, наличие СПА-центров и многочисленных дополнительных услуг.
Он отмечает, что основная сложность процесса заключается в том, что владельцы не хотят вкладывать деньги в ребрендинг старых отелей. Чаще всего управление региональными отелями осуществляется в соответствии с международными правилами гостиничных сетей по договору франчайзинга. Согласно ему, международная сеть включает отель в свою глобальную систему бронирования и берет на себя часть функций по управлению и работе с персоналом, за что и получает определенный процент от продаж. Говоря о международных сетях, хочется упомянуть и российские компании, которые, расширяя географию своих проектов, приобретают подобный статус. Например, «Азимут» и Heliopark Group управляют гостиницами не только в России, но и за ее пределами.
В портфолио таких компаний, как Cronwell, «Амакс», Umaco появляются все новые гостиницы. Эти компании обладают хорошим потенциалом и управленческим опытом, что позволяет им расширять границы своего присутствия.
Мнение эксперта
Дэвид Дженкинс, руководитель отдела гостиничной недвижимости Cushman&Wakefield
Первоначально предпочтение международных операторов отдавалось отелям в крупных городах в европейской части России. Данная тенденция сохраняется и поныне. Что касается восточных территорий страны, то «водораздел» проходит по линии Иркутска, дальше операторы пока не заглядывают. В некоторых городах, безусловно, прослеживается переизбыток гостиниц (Самара, Казань, Екатеринбург), в других городах инвестиционные возможности гораздо лучше (Красноярск, Тюмень, Новосибирск и т.д.). Сейчас мы наблюдаем достаточно большое число гостиничных открытий, так как постепенно начинают выходить на рынок гостиницы, заявленные много лет назад.
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.09.2010
Одна из семи знаменитых «сталинских высоток» – трехзвездочная гостиница «Украина» – была ярким символом советской эпохи. В 2005 году власти Москвы выставили ее на торги, продав за 275 млн. долл. Спустя два года началась масштабная реновация небоскреба, а еще через три – этой весной – состоялось открытие. Получив новое имя – Radisson Royal Hotel, Moscow – и автоматически перейдя в категорию «5 звезд», гостиница вновь становится символом – теперь роскоши и привилегированности.
01.08.2010
Мировая коллекция Renaissance недавно пополнилась новым образцом – в Москве открылась гостиница Renaissance Moscow Monarch Centre. Она заметно отличается от других 139 отелей, работающих под этим брендом: здесь властвует истинный монарх – руководитель от бога, работают – посланники, а живут – первооткрыватели.
01.07.2010
НМ
Система онлайн-бронирования номеров, интегрированная в сайт гостиницы, – чрезвычайно удобный и простой в использовании инструмент, который позволяет потенциальному гостю за считанные минуты обеспечить себе проживание в отеле. Однако за внешней простотой кроются сложные и дорогие технологии, внедрение которых по плечу не всем отельерам.
4 тыс