Этим летом Москва приняла гораздо больше туристов из России, чем обычно. Гостиничный рынок столицы зафиксировал крайне высокий рост операционных показателей в большинстве сегментов
Загрузка на рынке качественных гостиниц Москвы в среднем увеличилась на 10 % по сравнению с аналогичным показателем 2014 года – до 74 %, что привело к росту показателя доходности (RevPAR) на 9 % – до 5 тыс. руб.
Наиболее яркую динамику продемонстрировал люксовый сегмент, выигравший от увеличения спроса со стороны зарубежных туристов в результате ослабления рубля и, следовательно, снижения стоимости проживания в валюте. В рублях показатель ADR (средний тариф) в этом сегменте вырос летом на 11 % в годовом сопоставлении – почти до 14 тыс. руб., что вместе с ростом загрузки на 13 % привело к увеличению уровня RevPAR на целых 25 % – до 9,8 тыс. руб. Загрузка люксовых отелей Москвы в июне-августе 2015 года превышала средний летний показатель последних пяти лет на 5 %, тариф – на целых 17 %.
Другие сегменты также смогли добиться увеличения RevPAR за счет наращивания заполняемости, снизив при этом тарифы. Основную долю спроса в более низких сегментах заняли внутренний туризм и более чувствительные к цене туристические группы.
Сравнение показателей гостиничного рынка Москвы с центрами бизнес-туризма Европы
Загрузка гостиниц Москвы летом 2015 года в среднем по рынку превышала показатель Франкфурта (74 % по сравнению с 70 %) и лишь немного уступала показателю Брюсселя (75 %). Наиболее близкими по показателю RevPAR к Москве были рынки Брюсселя и Франкфурта (99,4 и 100,8 долл.) по сравнению с московскими 85,4 долл. С точки зрения среднего тарифа, Москва близка к Дублину – 118,6 долл. по сравнению с 127,5 долл. (анализ на основе данных STR Global).
В то же время текущий уровень среднего тарифа и доходности на номер гостиниц Москвы в валюте значительно уступает летним показателям предыдущих лет – ослабевающий рубль негативно сказывается на динамике.
В валютном выражении средний тариф по Москве сократился почти вдвое со времен «спокойного» лета 2013 года – с 218 долл. до 118 долл. Схожая динамика наблюдается и в показателе RevPAR, и только повышение уровня заполняемости гостиниц помогло немного сгладить его спад.
Наступивший деловой сезон должен традиционно помочь отельерам нарастить тарифы в рублях и загрузку за последующие два-три месяца, а переключение фокуса туристического рынка на «домашние» направления непременно обусловит дальнейший рост притока туристов в город.