В сентябре 2015 года Санкт-Петербург был признан главным туристическим направлением в Европе по версии World Travel Awards. Летом гостиничная индустрия города добилась впечатляющих результатов, чему способствовал целый ряд факторов
Поздние даты Международного экономического форума (вторая половина июня), совпавшие с сезоном белых ночей, рост внутреннего туристического потока и увеличивающаяся привлекательность этого направления для туристов из-за рубежа – все это привело к росту показателей качественных гостиниц в Санкт-Петербурге.
Летом 2015 года люксовый сегмент гостиничного рынка Петербурга продемонстрировал лучшие результаты за аналогичные периоды последних десяти лет (с 2006 года): так, по сравнению с июнем-августом прошлого года загрузка увеличилась на 28 % – до 78 %, а средний тариф (ADR) вырос на 81 % – почти до 19,5 тыс. руб., превзойдя аналогичный показатель на рынке Москвы. В совокупности это привело к увеличению доходности на номер (RevPAR) более чем на 130 % – показатель превысил 15 тыс. руб.
Самый умеренный рост был зафиксирован в среднем сегменте: благодаря увеличению загрузки на 12 % (до 83 %) при небольшом снижении тарифа (на 3 %, до 3 тыс. руб.) RevPAR вырос на 9 % и достиг 2,5 тыс. руб.
Безусловным лидером по заполняемости оказался верхний сегмент, в котором загрузка номеров составила почти 90 %.
Сравнение показателей гостиничного рынка Санкт-Петербурга с туристическими направлениями
Петербург вполне достойно борется за внимание путешественников с другими европейскими направлениями выходного дня.
С точки зрения средних тарифов за летний период, Санкт-Петербург сопоставим со Стамбулом (149 долл. по сравнению со 157 долл.), а в части заполняемости уверенно обгоняет и Стамбул, и Рим, идя в ногу с Амстердамом. Таким образом, можно утверждать, что самое популярное туристическое направление России этим летом заложило прочный фундамент для последующего роста финансовых показателей рынка.
Тем не менее, нельзя говорить о том, что этим летом показатели рынка Санкт-Петербурга побили рекорды. Заполняемость гостиниц находилась на привычном для летнего периода уровне.
Традиционной проблемой для собственников и операторов отелей в Санкт-Петербурге остается высокая сезонность спроса – разрыв в загрузке между лучшими и худшими с точки зрения гостиничного бизнеса месяцами может составлять 35–40 п.п. Остается надеяться, что продвижение Санкт-Петербурга как направления в сегменте MICE будет способствовать улучшению динамики рынка и смягчению сезонности.
Дальнейшее увеличение дохода города от туризма может быть достигнуто при введении безвизового режима на выходные, аналогичного тому, что предоставляется туристам, путешествующим на круизных судах.