Сегодня в Москве работают чуть более 10-ти рыбных ресторанов и множество заведений смешанной кухни с акцентом на рыбную. Новые рестораны, специализирующиеся исключительно на морских деликатесах, почти не открываются. Это связано с затратами на закупку продукции, сложностью хранения и отсутствием массовой популярности данного продукта. Несмотря на указанные сложности, в столице успешно работают рыбные заведения, ставшие знаковыми для столичного ресторанного рынка. Почти все они относятся к сегменту премиум. Большинство расположились в центре города, но рестораторы не обходят вниманием и элитные поселки Подмосковья – в этом году открылись два заведения на Рублевском шоссе. Средний счет находится в диапазоне от 2 до 5 тыс. руб., без учета спиртного.
1 ноября 2010
Богатый улов: рыбка не только по четвергам

Ольга Самойлова
автор HM
автор HM
Первым рыбным рестораном в Москве считается «Сирена», отметившая этим летом свое 17-летие. После Аркадия Новикова и другие рестораторы обратили свои взоры к «морю». Управлять рестораном, специализирующимся на монопродукте, очень сложно, поэтому «рыбная» карта столицы постоянно меняется: громкие открытия одних заведений чередуются с тихими исчезновениями других. Однако есть и «долгожители».
Хотя, в целом, в стране потребление рыбы находится не на высоком уровне, рестораны, специализирующиеся на монопродукте, уже давно являются актуальным трендом
Рыба ждет!
Эксперты отмечают, что в России культура потребления рыбы не столь высока, как в европейских странах. Хотя некоторые виды рыбы значительно дешевле мяса, она считается дорогим продуктом. Самой популярной рыбой по-прежнему является сельдь, а морские ежи, спизулы, гребешки и многие другие морепродукты для большинства россиян остаются диковиной. Негативно сказываются на потреблении мяса и рыбы и экономические кризисы. В 1992–1994 годах потребление рыбопродукции на душу населения сократилось вдвое, в 1998–1999 годах оно также «буксовало».
Кризис 2008 года также оказал свое влияние. Сейчас сектор потребления рыбы постепенно восстанавливается. Увеличение спроса на рыбную продукцию значится в задачах правительства Российской Федерации. Год назад Росрыболовство запустило социальную рекламную кампанию, направленную на продвижение отечественной рыбной отрасли. Слоган кампании гласил: «Рыба ждет!», а на макетах изображались разнообразные рыбные блюда. Хотя, в целом, в стране потребление рыбы находится не на высоком уровне, рестораны, специализирующиеся на монопродукте, уже давно являются актуальным трендом. La Maree, Porto Maltese, «Маркет», «Филимонова и Янкель» прочно вошли в историю ресторанного рынка. С наступлением кризиса рыбные рестораны, которые находятся в ценовой категории «выше среднего», отметили небольшое снижение посещаемости.
По словам Сергея Фролова, генерального директора La Maree на Петровке, количество гостей стало чуть меньше, но вырос средний чек, что с лихвой компенсировало первый фактор: «Заказы гостей стали содержать больше свежей рыбы и морепродуктов из нашего рыбного бутика и меньше блюд а ля карт (даже 10% антикризисное снижение цен на блюда а ля карт не увеличило их продаж)». Рост среднего чека Фролов объясняет предложением уникального для Москвы ассортимента рыбы и морепродуктов, который в кризис не только не уменьшился, а даже увеличился на 10%, в том числе, благодаря российской рыбе и морепродуктам с севера и дальнего востока.
Морское царство
Интерьеры рыбных ресторанов часто оформляются в соответствующем стиле. Морскую каюту напоминает зал старейшего рыбного ресторана «Сирена» (1992 г.), корабельная тема заметна и в «Якоре» при гостинице «Шератон Палас» (открыт более 10 лет назад). Концепция другого «старожила» – ресторана «Ботик Петра» на Лесной улице (2001 г.) – также выстроена вокруг морской темы: зал украшают гравюры и модели парусников. Корабль имитирует Porto Maltese на Шмитовском проезде (2001 г.): под потолком натянуты паруса, в стенах иллюминаторы, на полу и в нишах – старые сундуки и винные бочонки.
Рыбная кухня может быть доступной – этот девиз отражает концепцию сети «Филимонова и Янкель». La Maree позиционируется как ресторан с лучшим в городе выбором морепродуктов (одних только устриц в ресторане от 7 до 11 видов). В «Рыбацкой деревне» гости могут самостоятельно наловить карпов, осетров, форелей и сигов, а затем отправить улов на кухню.
Кто не рискует, тот не ест
В Москве работают более 10-ти рыбных ресторанов и множество заведений смешанной кухни с сильным акцентом на рыбную (средиземноморская, итальянская, китайская, японская кухни). Среди них «Четверг», «Рыбный базар», «Маркет», «Рыбное место», «Ин Вино», а также азиатские Nobu, Kinki, Yoko, «Кой», «Недальний Восток» и «Сейджи». «Действующие рестораны прекрасно существуют и развиваются. В каждом из них есть свои особенности, которые и привлекают гостей, так, например, проведение сезонных устричных акций со специальными ценами или введение специальных меню с разъяснением полезных свойств той или иной рыбы», – отмечают эксперты информационно-аналитического агентства «Ресторанный рейтинг».
А вот перечислять закрытые заведения можно гораздо дольше. Несколько лет назад прекратил работу Plage Cafe на Пятницкой (сейчас в этом здании работает ресторан «Дайкон суши & нудл хаус»), недолго проработали «Дирижабль» в Ветошном переулке, Fish недалеко от м. Пушкинская. Закрылся и дорогой рыбный ресторан La Voile в гостинице «Шератон Палас», и демократичная «Барабулька» на Большой Грузинской.
Некоторые продукты не резонно доставлять каждый день, поэтому побаловать гостей можно с помощью специальных предложений. Нередко гости сети «Филимонова и Янкель», которые, например, хотят отведать краба, предварительно звонят, чтобы узнать, есть ли он в наличии и «зарезервировать». Как отмечает Светлана, предварительная запись гостей и заказ блюда заранее является своего рода находкой, позволяющей доставлять рыбу и морепродукты «под гостя», но в нашей стране такой способ не вошел в активную практику.
Море по колено
Многие рестораны предлагают порядка двух десятков видов свежей рыбы и морепродуктов. Самые популярные блюда – устрицы, кальмары, супы, уха, а также сибас и дорадо, приготовленные на гриле, в соли и на пару. Спросом пользуется и экзотика – розовая дорадо, рыба-мандарин и рыба-зеркало. Из отечественной рыбы – стерлядь, форель, окунь и угорь. Для мясоедов в меню часто включают несколько мясных блюд – их заказывают до 10% гостей. Надо сказать, что большой ассортимент может и настораживать. «Если я встречаю в рыбных ресторанах «большое» меню, то могу отметить, что ресторан подмораживает рыбу, что, безусловно, сказывается на качестве еды», – замечает Наталия Филимонова, генеральный управляющий компании «Арпиком».
Именно поэтому при разработке концепции «Филимонова и Янкель» ключевым моментом было создание лаконичного ассортимента для того, чтобы гость всегда получал свежий продукт. Меню в фиш-хаусах печатается каждый день с учетом того, что есть в наличии, подчеркивает Наталия.
Рынок волнуется раз…
Казалось бы, рыба не соотносится с фаст-фудом и его идеей «быстро, недорого и сытно». Однако сегодня перспективным является так называемый здоровый фаст-фуд: все большее количество людей следит за здоровьем и фигурой и опасается традиционного быстрого питания с различными бутербродами и картошкой-фри.
Несмотря на это, на сегодняшний день ниша рыбного фаст-фуда еще пустует (хотя суши-бары смещаются в сторону недорогого фаст-фуда, их относить к рыбной кухне в чистом виде нельзя). Летом этого года о выходе на российский рынок заявила популярная в Европе сеть демократичных рыбных ресторанов Nordsee. На конец прошлого года эта сеть объединяла 409 заведений (351 – в Германии, 40 – в Австрии, по 4 – в Чехии и Румынии, 2 – в Словакии, по одному – в Болгарии, Венгрии, Турции, Испании и ОАЭ). Теперь компания нашла партнеров в России – франшизу получили бизнесмены Дмитрий Игнатенко и Александр Зара (совладельцы Орловского винодельческого завода, виноградников и четырех заводов в Молдавии, также имеют ряд проектов в девелоперском бизнесе в России). Они намерены открыть 25 заведений в Москве и Санкт-Петербурге в течение пяти лет. Рестораны будут работать в формате free flow (кафе самообслуживания), который уже освоили «Грабли» и «Му-му».
Все заведения предполагается располагать в крупных торговых центрах. Средний чек составит 10–12 евро. Это не первая попытка занять свободную нишу на российском рынке. В 2000 году на фуд-кортах в торговых центрах «Рамстор» были открыты точки быстрого питания «Капитан» («дочка» оптовой компании «Асс-фиш»). Стали популярными такие блюда, как горячий палтус, лосось, рыбная солянка. В конце 2002 г. у двух «Капитанов» появился конкурент: производитель замороженных продуктов «Ледово» открыл точку «Рыба Хит» в «Ашане». За основу была взята популярная в Европе концепция NordSee, но российский проект лишь отдаленно напоминал оригинал. В меню «Рыбы Хит» были готовые бутерброды и блюда, требующие кулинарной обработки (максимум 3 мин.): осьминоги гриль, креветки в пиве, крабовые клешни и стейк из семги.
В планах значилась сеть из 10 ресторанов, но в 2004-м компания свернула проект, так как годовая выручка оказалась в четыре раза ниже ожидаемой. Провал объяснялся тем, что не удалось вовремя привлечь профессионального менеджера по развитию ресторанного бизнеса. «Капитаны» также канули в лету.Конечно, рыбные рестораны занимают свою особенную долю на рынке. Евгений Бердников считает, что еще долго формат рыбных ресторанов будет крайне сложным в реализации и не очень востребованным. «Свободные ниши есть, но в основном в формате смешанной кухни, с уклоном в рыбную», – говорит бренд-шеф-повар компании «Сухаревка».
По мнению экспертов «Ресторанного Рейтинга», перспективен формат, в котором на протяжении нескольких лет работает ресторан La Maree – гости могут приобрести продукты с рыбной витрины навынос. Недавно такую услугу ввел и «Порто Мальтезе»: в новом ресторане на Рублевке уже работает «Гурман-бутик», где продается свежая рыба и морские деликатесы.
Мнения экспертов
Наталия Филимонова, генеральный управляющий «Арпиком»
Евгений Бердников, бренд-шеф-повар компании «Сухаревка»
Светлана Сергеенкова, PR-директор компании «Арпиком»
Зарубежный опыт демонстрирует интересные варианты грамотной организации работы рыбного ресторана. Отличным примером является «Хакасан» в Лондоне. Ресторан работает по записи: позвонившему гостю предлагается выбрать время своего гастрономического «сеанса» – с 18:00 до 20:00 или с 20:00 до 22:00. За полчаса делается «контрольный звонок». Запись позволяет моделировать загрузку зала. Кроме этого, активно практикуется заказ «блюда от шефа». В меню есть приписка, что его можно сделать за 24 часа. Таким образом, ресторан заказывает только то, что будет продано, а гость получает блюдо из свежих продуктов. Работа команды этого восточного ресторана поражает.
Официант спрашивает, первый ли раз вы в ресторане, и, услышав утвердительный ответ, рекомендует несколько фирменных блюд. Неподалеку стоит сомелье – он разливает его по бокалам и уносит бутылку на столик, плотно заставленный винами стоимостью от 25 до 2000 фунтов (на каждой этикетке подписан номер столика). Впечатляет и оформление еды – например, медальоны возлежат в декоративном «гнезде» из сухой вермишели. Владелец и шеф-повар ресторана Алан Яу настоящий кудесник!«Хакасан» находится в полуподвальном помещении, внутри весьма непритязательный черно-синий дизайн в восточном стиле, полумрак, достаточно шумно и тесно, столики расположены близко друг к другу – к ним приходится протискиваться. И при всем этом, это один из известнейших ресторанов города, таксист подвезет к нему, даже если вы не знаете адрес.

Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
01.10.2010
Год назад мы публиковали обзоры рынка кейтеринга, намечая динамику его развития. Что же происходит в этом секторе общественного питания сегодня? Как он развивается и что интересного и нового можно ожидать здесь в перспективе? Об этом мы поговорили с активными участниками рынка.
4.5 тыс
01.10.2010
Насколько видимы изменения предпочтений гостей ресторанов, мы решили узнать у владельцев, управляющих и консультантов.
01.10.2010
Компания «РосБизнесКонсалтинг» проанализировала изменения предпочтений в сфере общественного питания. Для сбора данных были проведены веб-интервью целевой аудитории – всего 1856 жителей Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких региональных городов. Исследование позволило судить о доле гостей в заведениях разных форматов, частоте посещений, среднем чеке, а также определить уровень лояльности к крупнейшим сетевым заведениям. Мы дополнили получившиеся результаты оценками рестораторов и специалистов сферы HoReCa.
4.5 тыс