Роскошь – такова первая ассоциация с новым пятизвездочным отелем Lotte Hotel Moscow, первым российским проектом крупнейшего азиатского гостиничного оператора Lotte Group. В строительство гостиницы было инвестировано 350 млн. долларов, которые планируется окупить за 20 лет.
1 декабря 2010
Итоги года: стакан наполовину полон или пуст?
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Этот год, по сравнению с 2008 и 2009 гг., признается весьма удачным для гостиничного рынка. Эксперты отмечают положительную динамику загрузки, рост дохода за номер и выход на докризисный уровень по количеству ввода гостиничных проектов. В данной статье ведущие игроки рынка подводят итоги уходящего года, называют его основные достижения и делятся прогнозами на 2011-й.
За уходящий 2010 год гостиничная недвижимость Москвы пополнилась несколькими знаковыми проектами
В семействе прибыло
По оценкам NAI Becar (российское подразделение одного из лидеров мирового рынка коммерческой недвижимости NAI Global), на конец 2010 года в Москве насчитывается 242 гостиницы совокупным номерным фондом более 36,8 тыс. номеров. Из них 4115 приходится на «люкс» (5 звезд), 7421 относится к бизнес-классу (4 звезды), 15795 – к среднему (3 звезды), и 9466 – к эконом-классу.
Московский комитет по туризму предоставляет несколько иную информацию: 273 гостиницы с номерным фондом более 85 тыс. мест (по состоянию на 1 июля 2010 года). За уходящий 2010 год гостиничная недвижимость Москвы пополнилась несколькими знаковыми проектами в сегменте отелей высшей ценовой категории – вторым отелем под брендом Renaissance, гостиницей Radisson Royal Moscow («Украина»), а также первым в России отелем корейской сети Lotte.
Например, средняя загрузка AZIMUT Hotels Europe (17 отелей в Австрии и Германии) выросла на 17,5% за период с января по сентябрь, а оборот отелей сети увеличился на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает пресс-служба компании. По словам члена совета директоров «Азимут Сеть Отелей» Игоря Романова, в условиях жесткой конкуренции, характерной для европейского рынка, ключевые финансовые показатели отелей значительно выше прошлогодних.
Рост загрузки или цены?
В Москве резкий рост спроса наблюдался в сентябре 2010 года, что связано с сезонным «всплеском» в сегменте MICE-туризма. Итоги третьего квартала продемонстрировали рост загрузки столичных отелей в среднем до 68%. Лучше всего показали себя гостиницы категории «четыре звезды» за счет более стабильной загрузки (отели средней категории были загружены на 71%, в то время как отели высокого сегмента – на 66%). «Мы воодушевлены улучшением ситуации на московском рынке в этом году.
Мы практически достигли планируемых показателей по среднесуточной стоимости номеров. Принимая во внимание текущую экономическую ситуацию, а также тенденции гостиничного рынка Москвы, Rezidor уверен, что гостиница сможет достичь запланированных операционных показателей на 2011 год», – комментирует первый вице-президент по развитию бизнеса компании Арилд Ховланд.
Конечно, некоторые сегменты гостиничного рынка выглядят лучше, другие – хуже, однако взвешенный средний показатель RevPAR по рынку за 2010 год практически не изменился. «Периодически в прессе появляются отчеты как иностранных, так и российских компаний, в которых утверждается, что в московских гостиницах – самые высокие средние тарифы в мире.
Последний подобный отчет был опубликован одной из английских туристических компаний, где утверждалось, что по итогам I полугодия 2010 года средняя стоимость проживания в московских гостиницах составляет 403 доллара США. Мы всегда придерживались мнения, что подобные отчеты только искажают действительность, преувеличивая фактические результаты», – заявляет Дэвид Дженкинс. Как показывают данные от STR Global и мониторинг гостиничного рынка, средний тариф (определяется путем деления чистой выручки от продажи номеров, без учета налогов и завтрака, на общее количество проданных номеров за период) по итогам III квартала составляет около 220 долларов США (речь идет об отелях международного уровня). Как объясняет Дженкинс, упомянутая цифра в 400 долларов США относится к средним опубликованным тарифам, а реальные цифры ниже. Более того, опубликованные тарифы релевантны только для отелей международного качества, а не для всего рынка в целом.
По мнению эксперта, тот факт, что опубликованные тарифы в московских отелях значительно превосходят реальный средний тариф, что не совсем типично для более зрелых гостиничных рынков, указывает на имеющуюся свободную нишу и свидетельствует о нехватке международных отелей экономичной категории. По мнению Станислава Ивашкевича, заместителя директора по развитию индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга и оценки CB Richard Ellis, корректировку средней стоимости номера до вменяемой величины можно считать самым главным достижением 2010 года. «Сотрудники отделов продаж вынуждены были вспомнить институтскую программу по маркетингу, в частности, о необходимости выявлять «новые» сегменты в клиентской базе, искать новые рынки, пользоваться гибкой ценовой политикой.
Предыдущие годы, до кризиса, расслабили и избаловали отели до такой степени, что отделы продаж просто принимали звонки и подписывали контракты на безумные цены. Теперь безумные цены кончились, и началась нормальная работа», – констатирует Ивашкевич. По оценкам CB Richard Ellis, в Москве средняя цена в сегменте три-четыре «звезды» составляет около 3500 рублей, в верхнем – около 8000 рублей.
В столице загрузка в отелях класса люкс с января по сентябрь 2010 года составила 63% (как и в 2008 году), однако средний тариф значительно ниже: 11800 рублей (350 долларов США) против 15900 (530 долларов США) в 2008 году. В Санкт-Петербурге загрузка в сегменте люкс выросла незначительно, при этом ADR снизился (приблизительно на 1000 руб.).3. Средний тариф в московских отелях верхней ценовой категории и в отелях категории выше среднего практически сопоставим. Это свидетельствует, что отели верхней ценовой категории более сконцентрированы на загрузке.
По мере того, как загрузка возвращается к уровню 2008 года, фиксируется серьезное падение ADR в верхнем ценовом сегменте (более чем на 30%), в то время как в гостиницах «выше среднего» ADR снизился на 17%. ADR в отелях в высшем пределе сегмента люкс только на 8% выше ADR отелей верхней ценовой категории в 2008 году.
В Питере RevPAR отелей класса люкс составляет 3600 рублей, что вполовину меньше показателя RevPAR московских гостиниц этого класса.Таким образом, рост дохода на номер за счет повышения загрузки, а не цены номера (стоимость размещения остается стабильной на протяжении года, с незначительными сезонными колебаниями) является основной тенденцией года.
Год грядущий…
Согласно Постановлению Правительства Москвы № 305-ПП от 14 апреля 2009 года «О Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве» к 2020 году количество гостиниц должно увеличиться на 268 и достигнуть 535 объектов гостеприимства. Гостиничный номерной фонд города Москвы составит, по предварительным оценкам, более 150 тыс. мест. Какие открытия ждут столицу в ближайшей перспективе? До конца этого года были заявлены к вводу 10 гостиниц (1881 номер), однако, открытие большинства проектов перенесено на следующий год. Среди них гостиницы сетей Intercontinental, Marriott, Radisson и «Азимут».
Комитет по туризму Москвы заявляет, что в 2011 году в столице планируется ввести в эксплуатацию 23 гостиницы на 5600 мест. Знаковым событием станет открытие гостиницы «Москва». Ожидаемо на рынке также появление первого в столице отеля сети Ramada вблизи аэропорта Домодедово (в настоящее время гостиничный оператор Wyndham управляет одним отелем в Москве под брендом Days Inn).
Несколько новых проектов реализуются в Нижнем Новгороде, Воронеже, Новосибирске, Владивостоке. Наиболее динамично идет строительство новых отелей на юге России. Много проектов заявлено в предолимпийском Сочи. В Краснодаре в ближайшем будущем появится три гостиницы под управлением международных операторов – Marriott International и Accor Hospitality. Domina Hotels Group заявила о проектах в Тюмени, Томске, Калининграде – по 150 номеров, Липецке – 160 номеров, и Екатеринбурге – 200 номеров.
Мнения экспертов
Сонг Ен-Док, управляющий директор Lotte Hotel Moscow
Дэвид Дженкинс, руководитель отдела гостиничной недвижимости Cushman&Wakefield
Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию CB Richard Ellis
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.10.2010
HM
Многие гостиницы несправедливо воспринимают отдел бронирования как вспомогательный. Считается, если потенциальный гость позвонил по телефону, то перед сотрудником отеля стоит простая задача – ответить на его вопросы и при необходимости выяснить данные о приезде гостя, занеся их в систему. Но если подсчитать, сколько звонков поступило и сколько из них закончилось бронью, окажется, что эффективность продаж по телефону слишком невысока. Что же мешает из звонка сделать успешную продажу?
01.10.2010
Сеть Park Inn в России и СНГ насчитывает порядка 15 действующих и строящихся отелей. Одно из последних открытий состоялось летом – в цепочку вошел Park Inn в Великом Новгороде. Мы встретились с заместителем генерального менеджера Светланой Буровой и поговорили с ней о гостиничном бизнесе в городе и о том, каким образом отель, построенный 20 лет назад, сохраняет репутацию лучшего в Новгороде.
01.10.2010
Хотя российская гостиничная отрасль развивается быстрыми темпами, региональный рынок преимущественно состоит из объектов советской постройки и нуждается в новых отелях. Впрочем, в регионах спрос на гостиничные услуги высокого уровня вызывает интерес как у девелоперов, так и у управляющих компаний, в том числе, международных. Обратим внимание на активность крупнейших мировых игроков в развивающихся региональных городах России.