По словам Александра Самодурова, многие бизнес-центры сегодня невозможно реализовать и за половину от их цены двухлетней давности
Тренд на перепрофилирование московских бизнес-центров в апарт-проекты или гостиницы набирает обороты, утверждают представители NAI Becar Apartments. Дело не только в том, что кризисный рынок не сможет переварить новые офисные площади; еще одна проблема ‒ отсутствие финансирования. Проект нужно либо достраивать (некоторые собственники приступили к реализации проектов в 2013-2014 гг.) – в то время, когда банки значительно сузили кредитные линейки, либо продавать. Однако продажи на фоне общего падения инвестиционной активности практически остановились.
Особенно неохотно потенциальные инвесторы рассматривают офисные проекты, если речь не идет о ликвидных объектах. По словам руководителя NAI Becar Apartments Александра Самодурова, многие бизнес-центры сегодня невозможно реализовать и за половину от их цены двухлетней давности. Между тем собственники закредитованы, а кредиты – как рублевые, так и валютные – сложно рефинансировать.
Политика Правительства Москвы заключается в снижении деловой нагрузки на центр Москвы для улучшения транспортной ситуации, и в NAI Becar Apartments полагают, что перепрофилирование офисов в апартаменты как раз решает эту задачу. Пример из мирового опыта: гостиничная сеть Accor Hotels сделала офисное здание Black Lion House, расположенное в Лондоне, успешным апарт-отелем Adagio.
Плюсы перепрофилирования:
• собственник может вывести объект с перегруженного рынка и определить его в достаточно свободную нишу индустрии гостеприимства и временного проживания;
• перевод именно в отели и апарт-проекты самый безболезненный технически, так как юридический статус нежилых помещений не меняется;
• смена деятельности позволяет обеспечить приток инвестиций на завершение объекта без привлечения банковского финансирования.