Практически ни одно мероприятие не обходится без той или иной формы ресторанного обслуживания – будь то русское застолье, элегантный фуршет или легкий коктейль. Как известно, публика требует одновременно хлеба и зрелищ, поэтому «звезды» – частые гости всевозможных торжеств. Несколько известных персон поделились с нами своим мнением о масштабных и камерных мероприятиях, а руководители кейтеринговых компаний прокомментировали их рассказы.
1 февраля 2011
Дизайн в HoReCa: наши VS заморские
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Зачастую российские рестораторы стремятся удивлять гостей не столько кухней, сколько оформлением заведений. Чтобы выйти на «европейский уровень», они стараются привлекать зарубежных архитекторов и декораторов. Тем не менее, работа с западными дизайнерами не стала массовым явлением – дорого. В итоге владельцы бизнеса сами берутся за дело либо находят талантливых дизайнеров среди соотечественников.
Сотрудничество с зарубежными агентствами для российских рестораторов в большинстве своем разовое
Заграница нам поможет
Филипп Старк, Леон Крие, Карим Рашид, Заху Хадид, Паоло Пива – эти имена сегодня на слуху и в России. Кто-то оформлял модный столичный бутик, кто-то придумывал мебель для разных проектов, а кто-то воплощал свои самые смелые идеи в интерьере ресторана. Так, например, именитый французский архитектор Филипп Старк занимался дизайном двух заведений в Москве.
В 2007 году он представил интерьер Bon 2 (еще два ресторана Bon находятся в Париже), деталями которого стали приставные табуреты в виде прессованных автомобильных покрышек, увенчанный гигантским орлом резной деревянный трон и черные торшеры с золочеными автоматами Калашникова вместо оснований. Годом позже был открыт Cristal Room Baccarat (еще один ресторан сети находится во Франции и три – в Японии). Здесь ярким дизайнерским решением стала инсталляция в виде хрустальной люстры в открытом аквариуме и кресел-ракушек. Также известно, что японская компания Superpotato, специализирующаяся на люксовых ресторанах, отелях и СПА, оформляла «Недальний Восток» (ресторан Аркадия Новикова). Открытая кухня в центре зала позволяет гостям наблюдать за процессом приготовления в реальном времени. Японские дизайнеры приложили руку и к ресторану Kinki – здесь также сделан акцент на гастрономическом шоу: в центре зала расположен японский гриль робата.
Не лыком шиты
Имена российских дизайнеров пока звучат не так громко, как зарубежных. «В России главенствует статус, – замечает генеральный директор компании ANO Art People Group. – Очень многие хотят напыщенных королевских интерьеров. Видимо, мы еще не вышли на европейский уровень, где приоритеты расставляются немного иначе». Но некоторые работы соотечественников все же вызывают заслуженный интерес. Ресторан «Ле Сомелье – Пино Нуар» выполнен архитектурной студией Portner Architects.
Концепцию интерьера учредители определяют как «европейский стиль современного винного ресторана». Основной акцент сделан на огромном панно из железа и горного хрусталя со скульптурным изображением быка. Еще одна находкой стали столы: в каждом есть ниша, наполненная почвой с лучших виноградников Бургундии. Современное видение кофейни в центре города представило региональное дизайн-бюро «Провинция». Некоторые элементы интерьера Sweet Home Cafe стали визитной карточкой этого заведения: барная стойка в виде комода с разноцветными ящиками, лепнина в виде чашек и паттерны, используемые в качестве рисунка обоев. Традиционно интересные проекты создает Аркадий Новиков. Основные российские дизайнеры, с которыми он сотрудничает, – Альбина Назимова («Донна Маргарита», China Club), Ирина Глик («Татлер», GQ), Евгений Митта («Аист») и Тина Камчатнова (Luce, «Весна»).
«В разработке дизайна ресторанов Аркадий Новиков принимает непосредственное участие. Он всегда работает в тандеме с известными московскими дизайнерами, которые воплощают его идеи в жизнь. Источником вдохновения может послужить любая вещь или даже ситуация из жизни. Например, зарождение ресторана Mr. Lee связано с приобретения им в Сингапуре деревянной пагоды для личной коллекции. Сейчас это главная декоративная деталь интерьера ресторана, – рассказывает Марина Кутузова, руководитель департамента маркетинга и PR «Группы компаний А. Новикова».
Поскольку ничего интересного в том, что происходит сейчас в дизайне, я не нашел, пришлось обратиться к истории. Конечно, гораздо проще было бы заниматься только современным дизайном – секретов тут не так уж много. Например, «Манон», который задумывался как нечто антиклассическое, провокационное, супер современное, мы запустили за 4 месяца, тогда как «Турандот» готовился к запуску 6 лет, а Casta Diva – абсолютно авторский, но классический – 3,5 года».
Андрей говорит, что он создает не рестораны, а среды. И действительно, человек, приходя в его заведения, попадает в другой мир, где ослепительная роскошь соседствует с удобством. «К сожалению, в том, что происходит сейчас, человек опять забыт, это чистой воды дизайнерское графоманство», – оценивает нынешнюю ситуацию Андрей Деллос.
Например, интерьер мексиканского ресторана Amigo Migel выдержан в легком ненавязчивом стиле. Национальные мотивы представлены различными элементами, например, вазочками, привезенными из Мексики. «Основная задача при создании этнического интерьера – не уйти в мосфильмовские декорации. Не нужно стремиться создать ощущение, что из московских пробок попадаешь прямиком в южную страну», – рассказывает автор проекта, архитектор Андрей Цыганков. Он замечает, что у каждого человека независимо от того, был он в Мексике или нет, есть свое представление, свой образ о ней. И когда человек зайдет в ресторан, очень важно не переломить эту картинку. Такая же задача стояла при разработке дизайна Azia Hall, еще одного заведения с адаптированным восточным колоритом. Большинство предметов для него: мебель, дракон из красного дерева, светильники, – были заказаны в Китае.
Креативный директор ресторана Роман Халезофф отмечает, что, хотя использовались излюбленные «китайские» цвета (золотой, красный и черный), традиционная мебель (столы с крутящимися столешницами) и элементы фен-шуя, удалось создать не исконно китайский интерьер, а современный, более легкий, сингапурский. Внимательно относятся к оформлению и демократичные сетевые заведения – для них узнаваемый дизайн особенно важен. Например, дизайн «Япоши» отражает оригинальную концепцию с «двойным меню», объединяющим традиционную японскую кухню (Суши) и популярные блюда европейской и русской кухонь (Антисуши). «Мы используем пул собственных дизайнеров, – рассказывает бренд-директор Роман Гройсберг. – Стараемся в каждом новом ресторане использовать новаторские решения, «фишки», современные элементы дизайна, при этом оставляя неизменной основу сетевого проекта – стиль и удобство».
Например, в ресторане «Япоша» на Б. Дмитровке была открыта библиотека, в «Япоше» на пр. Мира – оригинальная яблочная стена, в ресторане на Мичуринском пр. – туалеты с зеркалами из комнаты смеха, на Люсиновской –уникальные светящиеся панно. «Якитория» в конце 2010 года объявила о начале ре-дизайна. По словам Сергея Горбунова, управляющего директора ресторанов «Веста-Центр Интернешнл», яркий дизайн покажет городу, что «Якитория» движется на волне трендов. Новый стиль сети уже представлен в ресторане на Тверской. «Не хотелось уходить в строгую стилистику, – комментирует автор проекта Андрей Цыганков. – Если посмотреть, все японские рестораны похожи, нужно было отойти от этого стереотипа. Интерьер нового ресторана сети был построен на мелких деталях, которые гость может рассматривать во время еды».
Кто в доме хозяин?
Ведущие российские дизайнеры Проекты (Москва, Санкт-Петербург)
Андрей Деллос «Пушкинъ», «Каста дива», «Турандот», «Манон»Андрей Цыганков(архитектурное бюро NOGRAPH) Albero, «Ноа», «Буфет», «Чайка», Asia Hall, «ДягилевЪ», «Якитория» на Тверской)Ирина Глик (дизайн-бюро «Геометрия») GQ Bar, Next Door, «Академия» на Гоголевском и Волхонке, VIP Кабинеты в China Club, терраса в «Недальнем Востоке», Рестайлинг Семифреддо-Mulinazzo Альбина Назимова «Бисквит», China Club, «Донна Маргарита», Pepperoni, «Ла Торре», Chichibio, «Рыба на Даче» Александра Вертинская,Елена Лазаренко «Остерия Оливиетта», «Остерия Монтироли», «Остерия Ди Кампанья», Bistrot di Mosca di RistoranteСергей Третьяк Tommy D, «Огни», «Курвуазье кафе», «Скромное Обаяние Буржуазии», «Царь» Евгений Митта «Клон», Suzy Wong, «Луч», «Кекс», «Аист», «Арт-Академия», «Клава»Аля Гатенян,Катерина Чайковская (дизайн-бюро Instudio) «Ветерок», «Бараshka», «Мари Vanna»Марат Ка Calvados, «Эль Гаучо» на Маяковской Антон Горланов «Цифры»
По мнению Минаева, продуманная концепция отличает и Tanjong Beach Club в Сингапуре: современные технологии, простой и удобный дизайн, обширное меню. Архитектор-дизайнер Денис Косин в качестве интересного примера называет бар Gray Goose группы Puresang в Брюсселе. Также он отмечает Switch restaurant Карима Рашида в Дубаи, который выделяется продуманным инженерно-техническим решением с динамической подсветкой. Запомнились дизайнеру и интерьеры Давида Грааса и Поля Кудами из ячеистых картонных листов. По мнению Дениса, главным трендом в европейских странах является лофт-стилистика, вызванная массовой реновацией старых промышленных сооружений в центре городов. «В целом же, со времен триумфа минимализма используется алгоритм: сначала сделать правильно и без излишеств, а затем адаптировать полученную «болванку» под потребителя, расставить акценты и придумать «фишки», – резюмирует специалист.
Если «сарафанное радио» отсутствует, на встречах с дизайнером придется детально изучать портфолио. «Мы особое внимание обращаем на то, каков был запрос клиента и насколько точно дизайнер его выполнил. Оцениваем, конфликтен дизайнер или наоборот, слишком потворствует клиенту в ущерб проекту, т. е. умеет ли находить «золотую середину», – делится опытом Елена Перепелица, генеральный директор компании RestCon. По ее мнению, как выглядят реализованные проекты, не столь важно: по чертежам видно, насколько то или иное решение реализуемо, а в готовом заведении доля творчества строителей и самих заказчиков часто бывает настолько велика, что первоначальный проект может оказаться едва узнаваемым. На этапе подготовки договора нужно обсудить проектную документацию, чтобы быть уверенным, что предлагаемые дизайнером бумаги будут соответствовать дальнейшим задачам.
Например, потребуется ли проектная документация для согласований, какое «техническое задание» нужно строителям, умеют ли они читать чертежи. «Порой рабочий проект, предоставленный дизайнером, никто не может прочесть, – предупреждает Елена Перепелица. – В таком случае разумнее заказать авторский надзор, чтобы дизайнер приехал и на пальцах объяснил, что он имел в виду на этой картинке». Эксперты напоминают: сделать «красиво» – это лишь полдела, а оценить функциональность и экономическую целесообразность может только специалист, знающий, как будет «отбиваться» бизнес в этом интерьере. Кроме этого, материалы, планировка помещений – все должно соответствовать санитарным, строительным и противопожарным нормам, поэтому лучше всего выбирать дизайнера, имеющего опыт работы с проектами в сфере HoReCa.
Елена Перепелица, генеральный директор компании RestCon
Денис Косин, архитектор-дизайнер компании «Клен»
Читать далее в рубрике «Ресторанное дело»
01.11.2010
HM
Международная компания Yemeksepeti.com, владелец сайтов по заказу и доставке еды через Интернет в Турции, ОАЭ и на Кипре, запустила свой сервис www.izrestorana.ru в России. Пока его услугами могут воспользоваться жители Москвы и Санкт-Петербурга. Новый сервис позволяет выбрать ресторан из большой базы с удобным классификатором, точно узнать, какие службы доставки работают в конкретный момент в нужном районе города, сколько будет выполняться заказ. Онлайн-сервис доступен и на английском языке – специалисты доткома уверены, что немалая часть их клиентов – иностранцы, работающие в России.
4 тыс
01.11.2010
Первым рыбным рестораном в Москве считается «Сирена», отметившая этим летом свое 17-летие. После Аркадия Новикова и другие рестораторы обратили свои взоры к «морю». Управлять рестораном, специализирующимся на монопродукте, очень сложно, поэтому «рыбная» карта столицы постоянно меняется: громкие открытия одних заведений чередуются с тихими исчезновениями других. Однако есть и «долгожители».
01.11.2010
Сегодня в Москве работают чуть более 10-ти рыбных ресторанов и множество заведений смешанной кухни с акцентом на рыбную. Новые рестораны, специализирующиеся исключительно на морских деликатесах, почти не открываются. Это связано с затратами на закупку продукции, сложностью хранения и отсутствием массовой популярности данного продукта. Несмотря на указанные сложности, в столице успешно работают рыбные заведения, ставшие знаковыми для столичного ресторанного рынка. Почти все они относятся к сегменту премиум. Большинство расположились в центре города, но рестораторы не обходят вниманием и элитные поселки Подмосковья – в этом году открылись два заведения на Рублевском шоссе. Средний счет находится в диапазоне от 2 до 5 тыс. руб., без учета спиртного.