Не так давно системы GDS и ADS были основным звеном, связывающим клиента и гостиницу. В России лидером по «подключенности» к этим системам был Санкт-Петербург. Однако ситуация на рынке постоянно меняется, и сегодня все большую популярность получают системы интернет-бронирования. Сегодня сайт отеля – едва ли не первое место, куда направляется турист, чтобы забронировать номер. Именно этот аспект электронной дистрибуции петербургских отелей решили исследовать специалисты компании «Нота Бена».
1 февраля 2011
Скованные одной сетью
Маргарита Золотых
шеф-редактор HM
шеф-редактор HM
Если история международных гостиничных сетей исчисляется несколькими десятилетиями, то российские стали формироваться чуть более 10-ти лет назад. Тем не менее, за это время некоторые отечественные гостиничные компании успели получить не только региональный или национальный статус, но и выйти на международный уровень.
По мнению экспертов, национальный гостиничный бизнес все еще находится на стадии формирования
Звено одной цепи
Существовавшие в советское время крупнейшие сети «Интурист» и «Спутник» в полной мере испытали на себе разрушения, происходящие в туристской отрасли и гостиничном секторе страны. И именно они стали основой для формирования современных цепочек, когда наметились тенденции к возрождению.В конце 90-х – начале 2000-х годов возникло множество объединений, ассоциаций и управляющих компаний, объявивших о создании гостиничных цепей.
Получив опыт централизованного управления объектами и создав единый фирменный стиль, компании, работающие в сфере оказания консалтинговых и управляющих услуг, стали расширять свой портфель внешними проектами, начиная, как правило, с открытия одного-двух собственных отелей. Однако далеко не все сумели добиться соблюдения таких основных критериев сети, как общий бренд, одинаковые стандарты сервиса, единая стратегия управления, включая маркетинг и продажи.
Например, в 1997 году в Москве был предпринята попытка создания российской гостиничной сети: 12 гостиниц, расположенных в районе ВДНХ, были связаны в цепь «Норд-отель» (учредитель – ГАО «Москва»). Однако собственник не смог внедрить новые формы управления, и спустя время объединение распалось (в прошлом году на рынок вышла «Гостиничная компания», собравшая те же гостиницы под брендом «ВашОтель» – 51% акций принадлежит фонду Russian Real Estate Fund L.P., 49% – столичным властям).
По итогам ушедшего года AZIMUT Hotels Company получила 5 отелей в управление: в Ставрополе, Подмосковье, Новосибирске, Сочи и Воронеже, увеличив фонд на 1000 номеров. Недавно компания дебютировала и на столичном гостиничном рынке, занявшись переоборудованием бывшего офисного здания промышленной архитектуры конца XIX века в бизнес-отель.В 2004–2005 годах о себе заявила группа AMAKS, также пошедшая по пути скупки советских гостиниц. AMAKS провела поэтапную реконструкцию «Туристов» и «Спутников», постепенно достигнув определенной унификации продукта. Владельцам удалось за счет смены менеджмента дистанцироваться от советских гостиниц в главном – в уровне сервиса.
В собственности и управлении компании сегодня находятся 17 объектов среднего сегмента (3–4 звезды), туристские и лечебно-оздоровительные комплексы в России и республике Беларусь. Проверку временем прошла и компания UMACO, работающая на рынке с 1997 года. Создание цепочки отелей началось с открытия гостиничного комплекса «Катерина-Сити» в Москве. Затем портфолио украсили апарт-комплекс «Катерина Альпик» на курорте Красная Поляна и московская гостиница «Катерина Парк». Помимо этого, UMACO запустила проекты «Катерина Ирис Конгресс Отель», «Катерина Сити Елабуга» и в рамках «Градостроительной инвестиционной концепции размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов гостиничной инфраструктуры на территории Большого Сочи» разработала проекты «Катерина Сити Краснодар», «Катерина Резиденс».
Без роду, без племени
По словам генерального директора, есть проекты в Африке и планы создания нового санаторно-курортного бренда. «Мы возродили имя «Русские отели» со своими стандартами. Уже две гостиницы 3–4 звезды переведены под этот бренд – это «Сретенская» в Москве и «Волна» в Нижнем Новгороде. Для 5 звезд мы делаем новую торговую марку», – рассказал Сергей Колесников, генеральный директор «ГОСТ Отель Менеджмент».«Отраслевые» управляющие компании появлялись и ранее: в 1998 году алмазная корпорация «Алроса» создала «дочку» «Гостиницы «Алроса» для управления одноименной гостиницей в Москве, отелями в Санкт-Петербурге, Мирном, Горно-Алтайске, Архангельске, Якутске, базами отдыха в Анапе и Солнечногорске.
Диверсификацию бизнеса провела и группа «Русское золото», заявившая о строительстве множества гостиниц. Правда, пока дело ограничилось открытием в 2008 году отеля «Митино». О планах строительства сети привокзальных гостиниц в 2008 году объявляла и «РЖД», передавшая функции управляющей компании дочерней «Желдорипотеке». Предполагалось, что в проект будет вложено около $225 млн., а первые отели появятся в Сочи, Самаре, Челябинске, Екатеринбурге, Сургуте, Астрахани и Ярославле. Однако на сегодняшний день гостиниц в списке проектов компании до сих пор нет.
Пока действующих гостиниц всего две: четырехзвездная резиденция «Альбион» (Казахстан) и трехзвездная гостиница «Муром» (г. Муром). На разных стадиях реализации находятся еще 7 гостиниц. «Российские управляющие компании, которые сейчас развиваются на рынке, – профессионалы в полном объеме. Они обладают полным набором инструментов для качественного и профессионального оказания услуг по созданию гостиничного объекта и дальнейшему управлению», – отзывается о коллегах генеральный директор компании «РосинвестОтель» Кирилл Иртюга.
В Иркутске и области работает компания «Гранд Байкал» («дочка» «Иркутскэнерго»). В ее управлении гостиницы, санатории, пансионаты и дома отдыха. Еще один иркутский оператор «Гринэкспресс» управляет тремя средствами размещения. В Великом Новгороде в 1995 году появилась УК «Новтуринвест», созданная для управления гостиницей «Береста Палас» (ныне работает под брендом Park Inn компании Rezidor). В дальнейшем компания приобретает гостиницу «Волхов» и ресторанный комплекс «Хольмгард». «Пермтурист» (правопреемник «Пермского областного совета по туризму и экскурсиям») управляет пятью гостиницами: «Урал» и «Алмаз Урала» (Пермь), «Сталагмит» (Кунгур), «Волна» (Чайковский) и «Северный Урал» в (Чердынь).
Региональная уральская сеть «Юста отель» объединяет 7 гостиничных активов в районе Екатеринбурга.«Развивая собственную гостиничную сеть, оператор консолидирует все возможности по продвижению и развитию гостиниц и отелей в единую систему. Это длительный процесс. Думаю, что все этапы идут правильно, и развитие национальных сетей будет продолжаться, как на территории России, так и в странах СНГ», – полагает Кирилл Иртюга. В целом же, российский рынок преимущественно состоит из несетевых гостиниц.
«Преобладание одиночных проектов, в первую очередь, связано с отсутствием интереса у цепочек ко всем проектам и, во-вторую, с тем, что собственники не понимают перспективу сотрудничества и воспринимают этот бизнес как игрушку», – объясняет Сергей Колесников. Цель сетевого типа организации – систематизировать работу предприятий и улучшить показатели их эффективности, однако эксперты отмечают, что в отечественных условиях ведения бизнеса каждое гостиничное предприятие предпочитает развиваться само по себе, так что идеи объединения пока не пользуются большой популярностью. При этом расширение собственных гостиничных сетей для управляющих гостиничных компаний остается приоритетной задачей.
Марина Усенко, исполнительный вице-президент компании JonesLangLaSalle Hotels
Арилд Ховланд, первый вице-президент по развитию бизнеса компании Rezidor
Кирилл Иртюга, генеральный директор компании «РосинвестОтель»
Читать далее в рубрике «Гостиничное дело»
01.12.2010
Этот год, по сравнению с 2008 и 2009 гг., признается весьма удачным для гостиничного рынка. Эксперты отмечают положительную динамику загрузки, рост дохода за номер и выход на докризисный уровень по количеству ввода гостиничных проектов. В данной статье ведущие игроки рынка подводят итоги уходящего года, называют его основные достижения и делятся прогнозами на 2011-й.
01.11.2010
Роскошь – такова первая ассоциация с новым пятизвездочным отелем Lotte Hotel Moscow, первым российским проектом крупнейшего азиатского гостиничного оператора Lotte Group. В строительство гостиницы было инвестировано 350 млн. долларов, которые планируется окупить за 20 лет.
01.10.2010
HM
Многие гостиницы несправедливо воспринимают отдел бронирования как вспомогательный. Считается, если потенциальный гость позвонил по телефону, то перед сотрудником отеля стоит простая задача – ответить на его вопросы и при необходимости выяснить данные о приезде гостя, занеся их в систему. Но если подсчитать, сколько звонков поступило и сколько из них закончилось бронью, окажется, что эффективность продаж по телефону слишком невысока. Что же мешает из звонка сделать успешную продажу?