В 2015 году на кофейном рынке появилось несколько новых игроков, которые открыли точки в Москве и других городах. Так что потихонечку все развивается. Безусловно, кризис очень сильно сказался, и мало кто продолжает работать с действительно хорошими лотами. Многие «ушли вниз» для того, чтобы снизить себестоимость и цену закупки кофе. Но с другой стороны, все больше потребителей вовлекается в мир кофе, формируют собственные вкусовые предпочтения.
Поэтому рынок развивается в нужном направлении, и я надеюсь, что кризис не заставит переходить обратно на растворимый кофе, а все больше людей будут пить зерновой, потом свежеобжаренный, а потом уже начнут выбирать «своего» обжарщика.
Я думаю, что 2016 год будет очень тяжелый, особенно для небольших игроков. Единственный выход, который я вижу для владельцев маленьких кофеен, – это работать самостоятельно, не нанимать бариста и т.д., а самим варить кофе, договариваться об условиях аренды, не лениться, большую часть работы брать лично на себя.
Тогда они выживут и, надеюсь, что когда общая ситуация поправится, смогут дальше развиваться. Я думаю, что будут, тем не менее, возникать новые игроки, потому что кофейный рынок выглядит до сих пор еще очень привлекательным, а цена входа небольшая. Поэтому будет много людей, которые хотят открыть кофейню не для того, чтобы зарабатывать, а для того, чтобы просто куда-то пристроить деньги. Эту тенденцию мы постараемся свести на нет, чтобы все-таки в кофейный бизнес приходили профессиональные люди и делали грамотные проекты, а не хобби для друзей.
Что касается наших кофеен, то за 2015 год мы удвоили их количество, открыли заведения в новых городах России и Европы. В следующем году мы планируем вырасти еще в два раза. Безусловно, развитие будет и в столицах, и в регионах России. Кроме того, мы надеемся продолжить нашу европейскую экспансию.