«Шеф-повар, который выходит в зал и общается с гостями – это очень круто, у гостя сразу создается впечатление, что в ресторане следят за качеством и они видят перед собой человека, который как раз за все отвечает»
Чтобы знать, что спрашивать с шефа, нужно понимать следующее:
1) Зона ответственности шеф-повара
• работа с персоналом: набор, обучение, организация работы, административные правила и процедуры, мотивация, оценка работы, индивидуальные планы развития, формирование команды подразделения;
• работа для гостей: обновление меню, общение в зале, система контроля качества, внутренние исследования качества блюд (тайные гости);
• финансово-административные вопросы (процедура открытия и закрытия ресторана, разрешительная документация, техническая составляющая, санитарное состояние, контроль всех финансовых показателей кухни, безопасность гостей).
Ежемесячно обсуждайте с шеф-поваром достигнутые результаты – по себестоимости и другим показателям, он должен отчитаться и обосновать результаты. Нужен маркетинговый календарь, в котором будут учтены изменения в меню, ежемесячные и итоговые цели.
Это оценка не только деятельности не только шефа, но и вашей.
2) Эффективность работы поваров
Когда шеф говорит, что «надо моим пацанам зарплату поднимать», а вы не знаете, что ответить ‒ нужно спросить, будут ли повара работать лучше? Ведь эффективность деньгами не оценить.
Скажите примерно следующее: «Я не против, но давай посмотрим на твою кухню: скажи, сколько нужно поваров в самую адскую запару?». Допустим, его ответ ‒ 10. «Отлично, а если мы тебя клонируем и поставим на все позиции – сколько тогда?». К примеру, 6, то есть уже получается четверо лишних.
Итак, шеф-повар нанимает низкоквалифицированных сотрудников, не обучает их должным образом – а потом говорит, что они неэффективны. Почему-то шефы не думают о том, что если набрать отличных работников, их понадобится меньше, а экономия будет больше.
Как можно повлиять на продуктивность поваров? Первый вариант – гибкое и удобное расписание, позволяющее регулировать количество персонала на кухне: например, если гостей мало, то можно кого-то отпустить, оставив человека, способного работать на всех позициях. Второй вариант – работа с заготовками. Блюда не по чекам один делает быстро, другой медленно, поэтому на каждую процедуру следует утвердить определенное время. Например, кондитер делает чизкейк за 15-20 минут. Зная, сколько примерно тортов нужно приготовить за день, считаем временные затраты; если чизкейки занимают пять часов, а кондитер провел на кухне семь – пришло время разобраться, почему.
Если продуктивность нужно измерить в цифрах, то количество заработанных денег (за вычетом алкоголя) делится на часы работы поваров.
3) Себестоимость
Она складывается из затрат на все продукты и делится на два вида.
Прямая себестоимость:
- цена поставщика;
- правильные техологические карты;
- коэффициент отхода.
Косвенная себестоимость:
- списания;
- питание сотрудников;
- проработки;
- неплательщики;
- угощения для гостей;
- бесплатные блюда для гостей;
- отказы гостей;
- ошибки официантов;
- результаты инвентаризации;
- воровство.
4) Соблюдение правил хранения и санитарии
Применяйте основные принципы хранения:
• правило ротации: маркировка продуктов технологическими маркерами, обращенная лицом к повару;
• правильная температура хранения для каждого вида продуктов, наличие терморегулятора зон холодильников;
• на полу ничего не хранится;
• раздельные контейнеры; за каждым продуктом закреплено свое место.
5) Организация рабочих процессов
Все должно быть не в головах людей, а на бумаге. Это:
• правила и процедуры работы на кухне;
• продуманная эргономика рабочего пространства;
• утвержденное время отдачи блюд;
• утвержденное качество блюд и заготовок, контролируемое ежедневно;
• рецептурные книги с фотографиями;
• распределение обязанностей между поварами;
• передача смены;
• дисциплинарные правила и взыскания.
По материалам выступления Георгия Карпенко на гостиничном форуме HBF‒2015