Гендиректор виноторговой компании «Форт» Михаил Бодухин отмечает, что проблемой стала, в том числе, регистрация в системе остатков – товара, закупленного до 1 января. Весь товар со склада, приобретенный до этой даты и не отгруженный в розницу, необходимо зафиксировать в ЕГАИС, иначе компания не сможет торговать этой продукцией. Процесс трудоемкий: каждая бутылка фиксируется в системе вручную с помощью сканирования. На то, чтобы вбить в систему товар из одной паллеты, уходит 2,5 часа. Бодухин утверждает, что ему придется выплатить сотрудникам дополнительно 1 млн руб. за сверхурочную работу; компания планирует ввести ночную смену, так как по ночам нагрузка на ЕГАИС меньше и количество сбоев сокращается.
В компании Simple рассказали, что работой исключительно с ЕГАИС занимаются более 20 человек – для этого создан целый отдел.
Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин знает о проблемах компаний: «С 12 декабря мы запустили горячую линию, посвященную проблемам работы с ЕГАИС, и с тех пор получили более 500 обращений от участников рынка. Жалуются и оптовики, и владельцы розничных магазинов, и владельцы ресторанов». По словам Небольсина, основные претензии заключаются в постоянных сбоях системы, из-за чего срываются отгрузки алкоголя. «Система абсолютно сырая, к работе в реальных условиях она оказалась не готова», – резюмирует он.
Представитель Росалкогольрегулирования (РАР), которое курирует внедрение системы,
Александр Куликов возражает: ситуации, когда информация об отгрузках своевременно не отражается в системе, не являются типичными. По его словам, время обработки документов в системе не превышает 10–20 минут. Он советует в случае задержки консультироваться со специалистами горячей линии ЕГАИС или проверять статус отгрузки на сайте ведомства: check1.fsrar.ru.