«Современный потребитель лучше воспринимает не противостояние, а четкий рассказ о том, чем вы уникальны»
Как реагировать на успехи конкурентов
1. Для начала нужно порадоваться. Если ваши конкуренты в чем-то преуспели, это значит, что рынок активно растет, и на нем есть возможности и для вашего дальнейшего развития.
2. Надо выяснить, в чем эта возможность состоит ‒ тем более что у вас уже есть реальный кейс конкурента.
3. Затем нужно понять главное: хотите ли вы реализовать для себя эту возможность? Что в вашей стратегии, внутри вашей команды не позволило вам сделать это раньше конкурентов? Может оказаться, что для позиционирования последних способ отличный, но для вас – совсем нерелевантный, который только собьет вас с курса и отвлечет от усиления конкурентных преимуществ.
4. Наконец, нужно решить, гнаться ли вам теперь за этой возможностью, за счет каких факторов вы составите достойную конкуренцию и выиграете.
5. Финальный этап – сделать так, чтобы в дальнейшем и успехи, и неуспехи конкурентов были для вас одинаково предсказуемы: оцените, насколько хорошо вы понимаете рынок и умеете заранее предсказывать его развитие и действия различных игроков.
Советы
В открытую конфронтацию вступать, мне кажется, бессмысленно – вряд ли кому-то она принесет пользу. Чаще всего противостояние – всего лишь проявление собственной неуверенности; клиенты, партнеры почувствуют ее – иногда даже бессознательно, что еще больше ослабит ваши позиции.
Исключением, когда противостояние имеет смысл, потому что служит основным инфоповодом, является маркетинг на конкретных рынках: классический пример – кола и пепси, иногда ‒ премиальные марки автомобилей. Однако динамика развития обеих сторон и сложности, с которыми они встречаются, показывают, что современный потребитель лучше воспринимает не противостояние, а четкий рассказ о том, чем вы – продукт, команда, ценности ‒ уникальны.
Если конкурирующая компания провоцирует вас, самым верным решением будет отшутиться ‒ юмор помогает свести на нет практически любую агрессию. Удачной будет любая стратегия, которая позволит вам использовать нападки конкурентов в качестве инфоповода к более подробному и интересному рассказу о себе и своей компании.
Тенденции на рынке продуктов питания
Конкуренция на рынке питания усиливается, в основном, в связи с падением реальных доходов населения и потребностью в экономии. Среди основных трендов:
● Усиление ценовой конкуренции. Все чаще применяются распродажи, специальные акции. Причем часто специальные предложения рассчитаны во многом на психологию потребителя (снижения цены относительно закупочной, как правило, не происходит). Однако если человек чувствует, что нашел выгоду, он склонен купить еще что-то – по стандартным ценам. Таким образом, общий чек серьезно не снижается.
● Развитие конкуренции по добавленной стоимости и удобству для клиента. Все больше людей осознают ценность собственного времени, с одной стороны, и влияние еды на свой организм, с другой. Одни ищут способы оптимизации затрат времени и сил на все, что связано с едой. Настает время онлайн-сервисов (постоянные пользователи вообще не думают о том, где и как купить еду, – просто продлевают подписку раз в месяц). Другие ищут способы сделать так, чтобы еда обеспечивала долгосрочное здоровье. Отсюда развитие ниши правильного питания.
● Поиск игроками способов дифференциации в условиях снижения разнообразия и качества продуктов. После сокращения источников импорта продукции серьезно снизилось качество многих товаров. Уверена, что в новом году увидим интересные решения в области экспериментов с продуктом и партнерств, прежде всего.