Как рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, этот вопрос поднимался в конце января на заседании рабочей группы по повышению эффективности госрегулирования и конкуренции на алкогольном рынке у заместителя министра экономического развития Олега Фомичева. По словам Бухарова, отрасль настаивает на том, чтобы алкогольная лицензия рестораторов стоила дешевле.
Разработка законопроекта о разделении розничных лицензий на торговлю алкогольной продукцией в магазинах и заведениях общественного питания уже ведется. После того как законопроект будет принят, уже возможно определение размера госпошлины для получения лицензии — ее устанавливает Минфин. Сейчас госпошлина составляет 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии.
«Мы продаем только 3 % от всего реализуемого в России алкоголя, и это 30–40 % от нашей выручки. А затратная часть гораздо больше, чем у магазинов: помимо зала еще кухня, склад, гардеробная», — объяснил Игорь Бухаров, почему алкогольная лицензия для рестораторов должна быть дешевле.
С главой Федерации рестораторов согласен глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. «Действительно, крупный гипермаркет платит за лицензию 65 тыс. рублей за все магазины и зарабатывает миллиард на этом [на розничной продаже алкогольных напитков]. Ресторан платит столько же и зарабатывает гораздо меньше», — заметил он.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз тоже считает, что более дешевая лицензия на спиртное для общепита будет способствовать снижению цен и повышению доступности времяпрепровождения в барах. Это, в свою очередь, повысит культуру потребления спиртного.
Ранее замглавы Минпромторга Виктор Евтухов выступал с идеей дифференцировать госпошлину на алкогольную лицензию в зависимости от размера компании: сделать скидку малому бизнесу (к которому относится и значительная часть ресторанов) и повысить тарифы для сетевых ретейлеров.