Падение реальных доходов населения (в 2015-м ‒ на 4 %) существенно влияет на потребление, однако рынок сократился меньше ожидаемого, а в денежном выражении даже вырос. Причина – перераспределение расходов. Люди стали отказываться от некоторых удовольствий (выходных в Европе, крупных покупок), и некоторая сумма денег освободилась – а потребность порадовать себя осталась. Поход в ресторан – наиболее доступный способ это сделать, к тому же привычный и комфортный. Так что рынок компенсирует «доля удовольствия», и это специфика всех кризисных мировых рынков, а не только российского.
Кофейня становится идеальным форматом заведения, где можно порадовать себя за разумные деньги. Это место для тех, кто не хочет тратиться на ресторан, но и не хочет идти в фастфуд (посетителям кофеен – достаточно обеспеченному поколению 30+ со стабильным доходом – не очень комфортно рядом со школьниками, студентами и другими, зачастую малообеспеченными клиентами ресторанов быстрого питания). Растет доля и сетевых, и независимых кофеен; многих новых посетителей привлекает возможность купить кофе навынос.

Трафик вырос только у фастфуда (на 1 %, 7 млн посещений в 2015-м), ретейла и заправок (на 4 %, 11 млн посещений). Сильно пострадали традиционные рестораны – трафик упал на 14 % (минус 66 млн визитов).
Сети более устойчивы к кризису за счет большей гибкости и возможностей сдерживать рост среднего чека; у них более 70 % всего рыночного трафика. Сети в более выигрышном положении также за счет открытия новых точек, более широких возможностей экономить на поставках и сдерживать цены; большинство независимых заведений не могут контролировать фудкосты, как сети.
Набирает популярность формат фаст кэжуал – золотая середина между фастфудом и кэжуал дайнинг. Его сегодняшние российские представители ‒ Market Place,
«Обед Буфет», Ploveberry, Prime.

Выбирая ресторан, посетители все больше ориентируются на скидки и промоакции. В 41 % заказов используются купоны или спецпредложения, при этом сервис, качество и разнообразие еды, количество новинок в меню не снижаются.
Средний чек по рынку вырос на 8 % (в сетях – на 6 %, в независимых заведениях – на 12 %) и составляет 262 рубля.

Изменилось соотношение между позициями в чеке: в отличие от Европы, где чаще берут только напиток или только еду, русские обычно заказывали и то, и другое – но сейчас растет доля людей, заказывающих что-то одно; меньше становится и тех, кто берет и прохладительный, и горячий напиток, например колу и кофе. Люди отказываются от чая (его можно выпить дома), экономят на алкоголе и десертах, выбирают более дешевые блюда.
Розница привлекает более низкой ценой и становится конкурентом кафе. Многие крупные ретейл-сети ‒ «Ашан», «Лента», «Глобус», «Перекресток», «О`кей» ‒ открывают кафетерии, в которых можно выпить кофе и съесть сэндвич. В Европе такие концепции популярны уже несколько лет, один из известных представителей – международная сеть супермаркетов 7/11.