В России мы приняли решение запустить программу в ограниченном масштабе, с потенциалом для расширения в будущем
Откуда дым
В этом году отборочный тур известнейшего профессионального соревнования World Class должен был впервые состояться в России – но вместо масштабного события получился скандал.
Конкурс World Class организует компания Diageo, крупнейший производитель алкоголя в мире. Участники конкурса проверяются не только на способность приготовить вкусные коктейли – они должны создать практически произведение искусства, при этом проявляя эрудицию, скорость и точность при смешивании компонентов, а также веселый нрав и коммуникабельность.
Попасть на конкурс непросто – глобальные правила предъявляют жесткие требования к заведениям, в которых работают участники. Главное из них – наличие в ассортименте бара премиальных брендов Diageo (Reserve Portfolio). В России таких заведений немало, тем не менее, для конкурса были отобраны лишь несколько баров, а остальные своего шанса не получили. Почему московский офис компании Diageo принял такое решение, было непонятно. Отсутствие официальной информации возмутило сообщество. Центром «борьбы за справедливость» стала группа, созданная в социальной сети Facebook. В итоге, многочисленные протесты в Интернете были услышаны в мировом офисе алкогольного гиганта.
Хронология конфликта
В октябре 2010 года Diageo объявила о проведении World Class Launch Event. Мероприятие было запланировано на 17 ноября и должно было быть посвящено запуску первого конкурса World Class в России. Все ожидали оглашения требований к участникам и выступлений представителей компании. Однако в этот день прошел первый этап соревнований.
Некоторых видных российских барменов это задело, и они решили прояснить ситуацию. Была создана инициативная группа, в которую вошли Дмитрий Соколов, Александр Кан, Роман Милостивый, Вячеслав Ланкин, Ярослав Панов и многие другие. В центральный офис алкогольной компании было отправлено письмо, в котором бармены выражали недовольство организацией конкурса. Их претензии заключались в том, что большинство российских специалистов не были проинформированы о конкурсе и его правилах и не получили даже теоретического шанса участвовать. Кроме того, все заведения были разделены на классы А и B – в зависимости от наличия в ассортименте заведения резервного портфеля брендов и контрактов, а также от объема реализации. Таким образом, в отборочном этапе престижного международного конкурса участвовали всего несколько заведений, а бармены оказались разделенными на «классы».
8 декабря состоялась встреча представителя Diageo Ольги Сорокиной и инициативной группы. Бармены высказали претензии, Сорокина попросила тайм-аут. Следующая встреча состоялась 20 декабря, на ней присутствовали со стороны Diageo Дмитрий Кимельман, Максим Русских и Ольга Сорокина, со стороны барменов – Дмитрий Журавлев, Роман Милостивый, Александр Кан, Сейран Геворкян. Представители компании выказали готовность к расширению состава участников и согласились принять список, составленный инициативной группой.
Также бармены предложили не разграничивать участников по принадлежности к классу заведения и открыть международный конкурс для всех желающих. Список был отправлен: в него вошли специалисты кафе «Мечта», ресторана «Чайка», баров Dreambar, All Time Bar, Johnnie Walker, Sevensky, Big Liver Place, «Дом быта», Buddha bar. Из него Diageo выбрала три заведения в класс A: «Мечта», «Чайка», Bamboo. Немосковские заведения в этот перечень не попали, бары Дмитрия Соколова тоже.
Представители выбранных заведений Кан и Милостивый не остались удовлетворенными и продолжили полемику с компанией. Но дальнейшая дискуссия ни к чему не привела, и в Facebook было открыто сообщество Diageo World «Class B» Russia, чтобы привлечь к конфликту общественное внимание. Барменам стало известно, что в правилах нет условий, обязывающих принимать к участию только заведения класса А, однако каждый регион может вносить коррективы, опираясь на свой опыт и знание индустрии.
24 января 2011 года было отправлено еще одно письмо в головной офис, а 31 января состоялась встреча с Марком Сандисом, директором по маркетингу Diageo в России и Восточной Европе. Соколов и Милостивый изложили Марку хронику событий и мнение российских барменов. Сандис заявил, что переделывать что-либо уже поздно. На заявление о том, что не у всех баров-участников имелся «резервный портфель», он ответил, что компанию интересуют и другие заведения, продающие алкоголь класса люкс. Марк признал, что отсутствие предварительной информации о конкурсе было ошибкой.
Окончилась история довольно неожиданно – через несколько дней Diageo отменила конкурс, признав его «показательными выступлениями». Участники получили призы в виде поездки за рубеж. Протестующие бармены остались удовлетворены решением и предпочитают больше не поднимать эту тему.
Взгляд изнутри
Александр Кан, бар-менеджер кафе «Мечта»
Проблема была в том, что условия утаили от всех барменов и превратили международный отборочный тур в междусобойчик. Компания Diageo даже не хотела слушать наши доводы и аргументы. Заведения, которые участвовали в конкурсе, не соблюдали правила: из шести баров только в одном был залистован резервный портфель. Моя позиция в конфликте была за пересмотр условий конкурса и позволение участвовать всем желающим. Я боролся за справедливый подход, а все было похоже на коррупцию и продвижение чьих-то интересов.
Социальная сеть – очень серьезный инструмент воздействия на ситуацию, мы пытались обойтись без такого резонанса, но пришлось рассказать о ситуации всем. Компания-организатор постоянно отмалчивалась и оттягивала время до последнего. Мы до конца не верили, что конкурс отменят, и были готовы продолжать борьбу, но Diageo сделала большой и разумный шаг, который вызывает уважение со стороны сообщества.
Бек Нарзи, управляющий бара City Space
Я участвовал в международном конкурсе World Class в 2009 году и победил в номинации «За скорость и вкус». В российском отборочном этапе среди конкурсантов были мои ученики. Думаю, что наших многоуважаемых гуру-барменов задело то, что к участию пригласили только премиальные заведения. Но это дело компании, с кем и как работать.
Вероятно, за протестом группы барменов на Facebook стоит борьба компаний Pernod Ricard и Diageo. Почему под обращением в международный офис подписался посол другого бренда и ребята, у которых нет контракта с Diageo?!
А то, что конкурс прошел только в Москве, случается не впервые – например, два года назад так же было с Cointreau Mix Masters, но тогда это ни у кого не вызвало протеста. Такова реальность – брендам пока интересна только столица, ведь в регионах нет значительных продаж.
Есть еще момент – это борьба против меня лично. Я делаю слишком много нового, количество моих учеников стремительно растет, они успешные специалисты. Многих это беспокоит. Но я хочу состязаться не языком на Facebook, а своим мастерством и творчеством. Разборки отнимают много времени и нервов. Мои задачи – развивать свою школу, воспитывать учеников, обеспечивать своим гостям лучший сервис. Летом я выставлю на конкурс кандидатуры сорока своих учеников – посмотрим, кто окажется сильнее!
Вячеслав Ланкин, владелец кафе Delicatessen, член Bartenders Brothers
Мы могли бы вообще ничего не узнать о соревновании – организаторы провели бы его тихо и все. Но сначала они нас хотели позвать, а потом почему-то передумали, выбрали всего несколько заведений. При этом Diageo позиционировала конкурс не как некое локальное соревнование, а как мероприятие, отражающее состояние всей барной отрасли России.
Мы решили действовать, чтобы такие ситуации больше не повторялись, чтобы любая крупная компания знала, что несправедливое решение не пройдет без ответа. Мы не объявляли бойкота Diageo – ведь есть договоры, контракты. Но мы добивались своего с помощью широкого информирования общественности.
Сначала переговоры шли нерезультативно – бесцельные разговоры, отсрочки, обещания. Но потом отменили конкурс и даже кого-то уволили из российского офиса. То есть Diageo доказала, что умеет слышать своих партнеров. Теперь конкурс будет переигран по новым правилам. Да, может быть, в итоге выиграют люди, которые участвовали изначально, но это уже будет честно. Лично у меня нет претензий к выступавшим барменам. Возможно, что переход на личности, который вы видели в Facebook, был кому-то выгоден, но мы старались этого не допускать. Не думаю, что за ситуацией стоит столкновение интересов конкурирующих алкогольных компаний – многие из тех, кто хотел принять участие, работают с совершенно разными фирмами.
Скорее всего, исход конфликта повлияет на организаторов других конкурсов. Люди будут видеть, что может случиться, если организация будет несправедливой. Создан прецедент. Без Facebook нам бы не удалось организоваться и повлиять на что-либо. Все-таки интернет – глобальная сила. Созданная нами группа продолжит существование и будет неким информационным рупором, служащим чисто в профессиональных целях. Мне политика не очень интересна, я просто хочу доносить интересную информацию коллегам, в том числе из регионов. Вообще, была идея создать профсоюз, но, на мой взгляд, еще рано – нужны лидеры-политики.
По другую сторону баррикад
Марк Сандис, директор по маркетингу Diageo в России и Восточной Европе
World Class Reserve – глобальная программа, вдохновляющая барменов во всему миру на создание коктейлей на основе брендов Diageo категории делюкс (Diageo Reserve Portfolio). Эта не просто конкурс, но и источник информации, и платформа для проведения тренингов. Мы проводим сессии с международными гуру, бренд-амбассадорами и мастерами купажа, а также семинары, рассказывающие о наших брендах, глобальных тенденциях и особенностях различных категорий алкогольных напитков. Задача конкурса – вдохновлять барменов на расширение профессиональной экспертизы и навыков, а также предоставить им возможность соревноваться на международном уровне.
За три года количество стран-участников программы World Class возросло с 18 до 39, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Мы запускаем программу на разных рынках и привлекаем для обучения конкурсантов таких гуру как Сальваторе Калабрезе.
В соревновании могут принимать участие все бары, в которых активно используются бренды Diageo Reserve Portfolio. Тем не менее, для оценки востребованности проекта, на стадии запуска отдельные рынки вправе устанавливать собственные критерии и географию участия в локальных соревнованиях. Требование к программе на рынках, где она запускается впервые, – обеспечить охват заведений высшего премиального сегмента. При этом определение этого сегмента зависит от особенностей конкретного рынка и может различаться в разных странах. В России мы приняли решение запустить программу в ограниченном масштабе, с потенциалом для расширения в будущем.
Приятным сюрпризом для нас оказался тот факт, что World Class Reserve уже получил широкое признание на российском рынке, что подтверждается огромным желанием широкого круга профессионалов участвовать в конкурсе. В связи с этим мы приостановили реализацию пилотного конкурса и объявили о проведения полномасштабной программы Diageo World Class в России уже в этом году. Отборочные туры для участия в международной программе Diageo World Class Reserve 2012 года начнутся в России уже летом 2011 года. О деталях и сроках отборочных туров мы сообщим дополнительно. Мы уверены, что российские бармены привнесут в программу World Class Reserve новый опыт, талант, творческий подход и профессионализм.